А конкретно – строительством полей по добыче торфа на удобрение и топливо на торфяном месторождении «Туршовка-Чертово» общей площадью 255 га и подъездной бетонной дороги от деревни Забеньково до производственной площадки общей протяженностью 36 километров. По ней торф будут вывозить с карт и доставлять в цех переработки.
Анатолий Козел отметил, что районная власть заинтересована в том, чтобы предприятие работало, развивалось, имело хорошую современную материально-техническую базу, чтобы у коллектива была достойная заработная плата. Что для этого необходимо? Конечно же, модернизация производства и увеличение добычи торфа. А еще контроль качества, четкая работа по сбыту продукции и по подготовке специалистов.
Директор предприятия Юрий Маляревич говорил о том, что основная цель модернизации – увеличение производительности труда. Это необходимо, так как спрос на продукцию предприятия есть. И он растет за счет строительства современных котельных на местных видах топлива. Специалисты уже посчитали, с фрезерного торфа можно получить значительно более «дешевую гигакалорию», чем используя импортируемый природный газ. В Беларуси разработана программа потребления местных видов топлива. В последние годы реализован ряд проектов по переводу небольших отопительных котельных на торфяное топливо, а также строительство новых. Только у нас в районе построены две такие котельные – в г. Крупки на 7 МВт и аг. Ухвала на 3 МВт. Еще две – в ближайших планах. То есть перспективы сбыта торфа есть, и за его стабильность волноваться не приходится.
Что касается модернизации производства. Строительство объектов начато. Но тут предстоит еще хорошенько поработать. Сейчас вывозку с полей добычи торфа производят на тепловозах, которые перемещаются по узкоколейной железной дороге. Одновременно идет строительство дорог с бетонным основанием для автотранспорта. Но их использование – перспектива.
Строительство начинается с каналов. Ширина карт на полях добычи четко определена – 20 метров, каналов также – 1,6-1,8 метров. После из полей надо выкорчевать пни и коренья, которые оказались «захоронены» здесь тысячи лет назад. Выкорчевав все, можно начинать добывать торфяную залежь.
Залежи идут примерно на 6 метров в глубину. Сейчас добывают верховой торф, он станет удобрением, грунтом и компостом для сельских хозяйств, фермеров, лесохозяйств и обычных любителей-садоводов. Затем идет пласт топливного торфа.
Торф добывается пневмомашинами и собирается в огромные насыпи – караваны, чтобы дальше отправиться на переработку.
В ходе обсуждения было отмечено, что в настоящее время предприятию отведены для добычи торфа 209,1 гектара с запасом сырья 1 512,7 тысячи тонн. На разведанных, но неотведенных полях торфодобычи на площади 450,6 гектара запасы торфа составляют 2 107,3 тыс. тонн, в том числе для добычи топливного торфа – 1 925,4 тыс. тонн. Этого при нынешних объемах добычи торфа хватит на 82 года.
Были обозначены и проблемные моменты. И один из них – вопрос кадрового обеспечения. В частности, нужны механизаторы.
Глава района обозначил, что проработку этого вопроса нужно вести уже сегодня, активно сотрудничая с учреждениями образования. Обратил внимание, что в Бобрском учебно-производственном комбинате старшеклассники осваивают азы профессии механизатора. А это потенциальные будущие рабочие руки. И, чтобы они пришли на предприятие, с молодежью нужно работать еще на этапе выбора профессии и определения профессионального пути.
На производственной площадке состоялась встреча с коллективом предприятия. В составе группы руководителя района участие в ней приняли специалисты районного исполнительного комитета, начальник Крупского РОВД Юрий Мурашко, заместитель директора КУП «Жилтеплострой» Виктор Коноплицкий.
В ходе диалога участникам было предложено задавать вопросы и озвучить проблемы как производственного, так и бытового характера. Жителей агрогородка Ухвала, в частности, интересовал вопрос, как скоро в населенном пункте по улице Центральной будет уложено новое асфальтобетонное покрытие. Старое поизносилось знатно. Ответ был следующий: в ближайшей перспективе в населенном пункте будет произведена замена теплотрассы, трубы будут «спрятаны» под землю (сейчас идут поверху). Соответственно, до завершения земельных работ укладка свежего асфальтобетона и обустройство новых пешеходных и дорожных связей нецелесообразны. Что касается текущего ремонта (ямочный и грейдирование) – он будет проводиться.
Также было отмечено, что жилищно-коммунальное хозяйство планирует раз в два года производить в агрогородке капитальные ремонты многоквартирного жилого сектора. «Все и сразу сделать сложно. А постепенно – получится», – говорил руководитель района.
Обсудили и возможности торгового обслуживания в населенном пункте. Здесь также есть сложности именно кадрового обеспечения. Ощущается нехватка продавцов. И, тем не менее, вопрос прорабатывается.
Отметим, что в 70-е годы именно строительство торфобрикетного завода на Ухвале поспособствовало значительному развитию этого населенного пункта. Тогда в поселке специально для работников возводились трех-, четырехэтажные дома. По сути дела завод стал «градообразующим» предприятием тогда для деревни, сейчас – для агрогородка. А значит, пока ОАО «Туршовка» продолжает совершенствовать и развивать производство, добиваясь большей эффективности, населенный пункт продолжит жить и развиваться. Какими темпами? Покажет время. Главное, не останавливаться, шаг за шагом двигаться вперед.
Фото Александра БУДЬКО.