Ирину Дмитриевну застала за делом: в магазин как раз таки хлеб привезли.
– Это самый первый привоз с открытия, – говорит заведующий магазином. – И потом всё постепенно подвозится.
Пока есть небольшой перерыв, говорим о работе в торговой точке, вкусах покупателей и любви к профессии.
Романтика позвала
– Знаете, я ведь никогда не думала, что буду продавцом, – рассказывает Ирина Литвинова. – И в детских забавах это у меня не было – в продавца никогда не играла. У нас кампания в основном пацанская была. Нам куда интереснее было в разбойников и войнушку сыграть, в футбол погонять. Девчонкой я много кем мечтала стать – и милиционером, и летчиком, и космонавтом (улыбается). Правда, всякий раз мои предпочтения кардинально менялись. Но вот что оставалось неизменным – это желание работать и общаться с людьми.
Наша героиня родилась в поселке Крупском, училась в местной школе. Поступила в Ленинградское торгово-кулинарное училище:
– Почему в Ленинград? Романтика нас с подружкой позвала. Молодые были, грезили чем-то новым и неизведанным. Причем предпочтения к определенной профессии не было. Просто захотелось посмотреть, что у нас получится. Поступили – отучились. По профессии – кулинар-кондитер. Подружка до сих пор поваром работает. А я – в продавцы пошла. Навыки кондитера применяю в жизни – на праздники, вечеринки готовлю. Почему так вышло? Был 1992 год – тогда всё сложилось далеко не в мою пользу. Вернулась домой. В 2002 году индивидуальный предприниматель Сергей Щавровский открыл магазин, предложил мне работать продавцом. С тех пор так и идет.
Так звезды сошлись
Первый рабочий день Ирина Литвинова не забывает. Говорит, боязно и волнительно было:
– Как меня примут? Как сработаю? Потом втянулась – всё быстро как-то произошло. Коллектив у нас дружный и сплоченный – все эти годы постоянный. Работаем в одной связке – добросовестно и позитивно. Сегодня я говорю: «Так звезды сошлись». А тогда, с первого дня у кассы, поняла: работать продавцом мне нравится. Это возможность разговаривать с разными людьми, помогать им.
Сегодня Ирина Дмитриевна уверена на все сто: торговля – это ее.
– Иначе бы не задержалась на два десятка лет. Магазин наш по сути сельский. А в такой местности торговая точка – место встречи и общения. Люди приходят в магазин не только за покупками. Пожилым, например, хочется выговориться, поделиться чем-то. Их просто нужно выслушать. А они тебе говорят: «Спасибо!» От этого «спасибо» легче на душе становится. Еще мне нравится, что все приходят в магазин и здороваются: будь то местные либо приезжие. Люди заходят с улыбкой – и у продавца настроение поднимается. Поэтому рабочий день проходит на одном дыхании.
Спрашиваю:
– Что самое приятное в работе заведующего магазином?
– Контактировать с коллегами и покупателями. Может, оно и тяжело. Приходишь на работу, начинается круговорот: надо товар принять и выкладку сделать, бумаги заполнить, сроки годности товара проконтролировать... Заполняешь полки и витрины магазина – к концу смены они опустошаются. Люди уходят довольные и со словами благодарности – это самый главный результат работы. И это не может не радовать. Есть и свои минусы профессии. Это негатив от некоторых покупателей. К сожалению, встречаются и такие люди, которые приходят в магазин, чтобы выплеснуть свои отрицательные эмоции. Очень важно сразу определять такую категорию людей и не реагировать на их выпады. Но мы уже научены опытом. За столько лет работы сами по себе прошли тренинги по стрессу и психологии продаж (улыбается).
Работая продавцом, не соскучишься
По мнению Ирины Литвиновой, всё-таки больше благодарных покупателей:
– Бывают и привереды, но таких очень мало, и они не так заметны. И их вопросы, слишком ли сладкая конфета или почему колбаса в этот раз какого-то другого цвета – это такие мелочи. Я вам больше скажу. Человек ведь непросто так этим интересуется. Значит – у него на то есть свои причины. Либо он просто хочет поговорить, либо действительно хочет узнать о товаре, либо не в настроении. По его интонации сразу чувствуется, к чему весь разговор заводится. Тут надо уметь разбираться в человеческой психологии, чтобы при необходимости разрулить ситуацию. Есть такие покупатели, которые к кассе раз пять подойдут. Купят одно – ой, я это забыл… Некоторые уже у кассы начинают думать: всё ли я купил. Люди ведь разные.
Говорю:
– Да, работая продавцом, не соскучишься…
– Куда там! – улыбается Ирина Дмитриевна. – Скажу, что пассивные и ленивые в торговле надолго не задерживаются. В нашем деле нужно быть энергичным и любопытным, до всего должен быть интерес. Мы в шутку между собой говорим: не имей сто рублей – имей сто покупателей. Есть у нас постоянные клиенты. Мы уже знаем их спрос, сами предлагаем товар. Они в ответ благодарят: «Спасибо, что подсказали». Желают хорошего дня. Казалось бы, мелочь – а так приятно. Всегда стараемся идти покупателям навстречу. Они запрашивают – мы по возможности заказываем товар.
Всегда есть место юмору
Мне вдруг вспомнился случай, который недавно произошел в одном из магазинов нашего города. Импозантный мужчина с деловитым видом попросил продавца: «Положите фарш ровненько в пакетик, как он на витрине лежит, чтобы не помялся». Со стороны очень было заметно, как продавец мысленно начала анализировать, как это ей так сделать. А мужчина серьезно выдает: «Хорошего дня, девушка, это я пошутил, кладите, как хотите!» Покупатель сделал день – весело заулыбались все немалочисленные свидетели этой ситуации.
– В работе продавца всегда есть место юмору, – соглашается Ирина Литвинова. – Главное, чтобы шутки добрыми были. Придут люди, всего несколько слов хороших скажут – и уже другое настроение. Ради таких покупателей хочется работать. Бывает, что просят нарезать колбасу – идем навстречу. Нам ведь нетрудно.
Вне работы Ирина Литвинова себя уже и не представляет:
– Ухожу в отпуск – первоначально в мыслях: наконец-то отдохну. Через какое-то время – скорее бы на работу. Тут такое движение! В среднем за день через магазин проходит от двухсот до трехсот человек. В зимний период – местные в основном. Летом – много отдыхающих.
У меня непроизвольный вопрос:
– И что, тишины ничуть не хочется?
– Отнюдь! Домой приходишь – тишина. Иду в огород: помидоры, огурцы собрала – радость и спокойствие. Словом, баланс есть.
Профессия – по душе
Работа – главное увлечение нашей героини. В числе хобби – дом и огород:
– Голубику выращиваю, малину, ежевику. Голубики – 26 кустов, в этом году еще десять посадила. Растет красавица, ягодой вкусной и полезной радует. Помидорчики, огурчики, картошечка – для себя и своих близких. Дочка мне помогает. Она у меня уже взрослая, экономистом в Крупском лесхозе работает.
По всему видно, Ирина Литвинова любит свое дело.
– Как и в любой работе, нелегко, – не больше, – рассуждает заведующий магазином. – Везде – свои плюсы и минусы. Потому во всем надо искать плюсы. Главное – найти себя. Чтобы работа была интересной и неутомительной. Ведь, как гласит народная мудрость, продавцу без охоты неспоро у работы. Мне повезло: выбрала профессию по душе. Проблемы? Они всегда будут – без них жизнь была бы скучной. Тут у меня свой принцип: если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней.