krupki.by

ru RU be BE en EN

Ирина Литвинова: «Торговля – это мое»



Ирина Литвинова: «Торговля – это мое»

Автор / Экономика / Воскресенье, 28 июля 2024 10:20 / Просмотров: 482

Что нового можно рассказать о продавце? Раздумывала я по дороге в магазин «MixMARKET», что в поселке Крупском. Здесь работает профессионал – заведующий магазином Ирина Литвинова. Специалист – действительно, достойный. Ее портрет – на Доске почета района. 

Ирину Дмитриевну застала за делом: в магазин как раз таки хлеб привезли.

– Это самый первый привоз с открытия, – говорит заведующий магазином. – И потом всё постепенно подвозится.

Пока есть небольшой перерыв, говорим о работе в торговой точке, вкусах покупателей и любви к профессии.

Романтика позвала

– Знаете, я ведь никогда не думала, что буду продавцом, – рассказывает Ирина Литвинова. – И в детских забавах это у меня не было – в продавца никогда не играла. У нас кампания в основном пацанская была. Нам куда интереснее было в разбойников и войнушку сыграть, в футбол погонять. Девчонкой я много кем мечтала стать – и милиционером, и летчиком, и космонавтом (улыбается). Правда, всякий раз мои предпочтения кардинально менялись. Но вот что оставалось неизменным – это желание работать и общаться с людьми.

Наша героиня родилась в поселке Крупском, училась в местной школе. Поступила в Ленинградское торгово-кулинарное училище:

– Почему в Ленинград? Романтика нас с подружкой позвала. Молодые были, грезили чем-то новым и неизведанным. Причем предпочтения к определенной профессии не было. Просто захотелось посмотреть, что у нас получится. Поступили – отучились. По профессии – кулинар-кондитер. Подружка до сих пор поваром работает. А я –  в продавцы пошла. Навыки кондитера применяю в жизни – на праздники, вечеринки готовлю. Почему так вышло? Был 1992 год – тогда всё сложилось далеко не в мою пользу. Вернулась домой. В 2002 году индивидуальный предприниматель Сергей Щавровский открыл магазин, предложил мне работать продавцом. С тех пор так и идет.

Так звезды сошлись

Первый рабочий день Ирина Литвинова не забывает. Говорит, боязно и волнительно было:

– Как меня примут? Как сработаю? Потом втянулась – всё быстро как-то произошло. Коллектив у нас дружный и сплоченный – все эти годы постоянный. Работаем в одной связке – добросовестно и позитивно. Сегодня я говорю: «Так звезды сошлись». А тогда, с первого дня у кассы, поняла: работать продавцом мне нравится. Это возможность разговаривать с разными людьми, помогать им.

Сегодня Ирина Дмитриевна уверена на все сто: торговля – это ее.

– Иначе бы не задержалась на два десятка лет. Магазин наш по сути сельский. А в такой местности торговая точка – место встречи и общения. Люди приходят в магазин не только за покупками. Пожилым, например, хочется выговориться, поделиться чем-то. Их просто нужно выслушать. А они тебе говорят: «Спасибо!» От этого «спасибо» легче на душе становится. Еще мне нравится, что все приходят в магазин и здороваются: будь то местные либо приезжие. Люди заходят с улыбкой – и у продавца настроение поднимается. Поэтому рабочий день проходит на одном дыхании.

Спрашиваю:

– Что самое приятное в работе заведующего магазином?

– Контактировать с коллегами и покупателями. Может, оно и тяжело. Приходишь на работу, начинается круговорот: надо товар принять и выкладку сделать, бумаги заполнить,  сроки годности товара проконтролировать... Заполняешь полки и витрины магазина – к концу смены они опустошаются. Люди уходят довольные и со словами благодарности – это самый главный результат работы. И это не может не радовать. Есть и свои минусы профессии. Это негатив от некоторых покупателей. К сожалению, встречаются и такие люди, которые приходят в магазин, чтобы выплеснуть свои отрицательные эмоции. Очень важно сразу определять такую категорию людей и не реагировать на их выпады. Но мы уже научены опытом. За столько лет работы сами по себе прошли тренинги по стрессу и психологии продаж (улыбается).

Работая продавцом, не соскучишься

По мнению Ирины Литвиновой, всё-таки больше благодарных покупателей:

– Бывают и привереды, но таких очень мало, и они не так заметны. И их вопросы, слишком ли сладкая конфета или почему колбаса в этот раз какого-то другого цвета – это такие мелочи. Я вам больше скажу. Человек ведь непросто так этим интересуется. Значит – у него на то есть свои причины. Либо он просто хочет поговорить, либо действительно хочет узнать о товаре, либо не в настроении. По его интонации сразу чувствуется, к чему весь разговор заводится. Тут надо уметь разбираться в человеческой психологии, чтобы при необходимости разрулить ситуацию. Есть такие покупатели, которые к кассе раз пять подойдут. Купят одно – ой, я это забыл… Некоторые уже у кассы начинают думать: всё ли я купил. Люди ведь разные.

Говорю:

– Да, работая продавцом, не соскучишься…

– Куда там! – улыбается Ирина Дмитриевна. –  Скажу, что пассивные и ленивые в торговле надолго не задерживаются. В нашем деле нужно быть энергичным и любопытным, до всего должен быть интерес. Мы в шутку между собой говорим: не имей сто рублей – имей сто покупателей. Есть у нас постоянные клиенты. Мы уже знаем их спрос, сами предлагаем товар. Они в ответ благодарят: «Спасибо, что подсказали». Желают хорошего дня. Казалось бы, мелочь – а так приятно. Всегда стараемся идти покупателям навстречу. Они запрашивают – мы по возможности заказываем товар.

Всегда есть место юмору

Мне вдруг вспомнился случай, который недавно произошел в одном из магазинов нашего города. Импозантный мужчина с деловитым видом попросил продавца: «Положите фарш ровненько в пакетик, как он на витрине лежит, чтобы не помялся». Со стороны очень было заметно, как продавец мысленно начала анализировать, как это ей так сделать. А мужчина серьезно выдает: «Хорошего дня, девушка, это я пошутил, кладите, как хотите!» Покупатель сделал день – весело заулыбались все немалочисленные свидетели этой ситуации.

– В работе продавца всегда есть место юмору, – соглашается Ирина Литвинова. – Главное, чтобы шутки добрыми были. Придут люди, всего несколько слов хороших скажут – и уже другое настроение. Ради таких покупателей хочется работать. Бывает, что просят нарезать колбасу – идем навстречу. Нам ведь нетрудно.

Вне работы Ирина Литвинова себя уже и не представляет:

– Ухожу в отпуск – первоначально в мыслях: наконец-то отдохну. Через какое-то время – скорее бы на работу. Тут такое движение! В среднем за день через магазин проходит от двухсот до трехсот человек. В зимний период – местные в основном. Летом – много отдыхающих.

У меня непроизвольный вопрос:

– И что, тишины ничуть не хочется?

– Отнюдь! Домой приходишь – тишина. Иду в огород: помидоры, огурцы собрала – радость и спокойствие. Словом, баланс есть.

Профессия – по душе

Работа – главное увлечение нашей героини. В числе хобби – дом и огород:

– Голубику выращиваю, малину, ежевику. Голубики – 26  кустов, в этом году еще десять посадила. Растет красавица, ягодой вкусной и полезной радует. Помидорчики, огурчики, картошечка – для себя и своих близких. Дочка мне помогает. Она у меня уже взрослая, экономистом в Крупском лесхозе работает.

По всему видно, Ирина Литвинова любит свое дело.

– Как и  в любой работе, нелегко, – не больше, – рассуждает заведующий магазином. – Везде – свои плюсы и минусы. Потому во всем надо искать плюсы. Главное – найти себя. Чтобы работа была интересной и неутомительной. Ведь, как гласит народная мудрость, продавцу без охоты неспоро у работы. Мне повезло: выбрала профессию по душе. Проблемы? Они всегда будут – без них жизнь была бы скучной. Тут у меня свой принцип: если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней. 

Автор

Марина Бавтрукевич

Марина Бавтрукевич

Актуально

9 октября прямую телефонную линию проведет председатель Крупского райисполкома

В среду, 9 октября, с 11.00 до 12.00 по телефону 2-72-41 прямую телефонную линию проведет председатель Крупского районного исполнительного комитета КОЗЕЛ Анатолий Станиславович.

С 18 сентября работает "горячая линия" по лицензированию в сфере социального обслуживания

Крупский ТЦСОН информирует, что с 18 сентября работает телефон "горячей линии" 2-10-30 по вопросам лицензирования в сфере социального обслуживания и организации ухода за нетрудоспособными гражданами.

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 4-12-21.

Please publish modules in offcanvas position.