Проблемы загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов становятся все более актуальными. Всемирная организация потребителей призывает всех переходить к устойчивому образу жизни, который поможет снизить вред природе и улучшить условия для будущих поколений.
Справедливый переход подразумевает, что переходный процесс должен обеспечивать социальную справедливость и соблюдение прав человека. Устойчивый образ жизни – это подход, который сосредоточен на осознанном потреблении, стремлении к минимизации ухудшения состояния окружающей среды, вследствие потребления человеком продуктов и ресурсов.
При этом важно, чтобы товары и услуги, потребление которых не наносит вреда окружающему миру, стали для потребителей доступными и недорогими.
Цель Дня прав потребителей – привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с защитой прав потребителей, повысить уровень грамотности и информировать граждан о механизмах государственной и общественной защиты их интересов.
Эта дата касается каждого. Мы совершаем сотни сделок купли-продажи в магазинах, оплачиваем услуги и каждый раз выступаем как раз в роли потребителя. Важно знать свои права как потребителя и уметь их защищать.
В Беларуси права потребителей защищены Законом «О защите прав потребителей».
Согласно этому закону, каждый потребитель имеет право на:
Просвещение в области защиты прав потребителей.
Информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Безопасность, свободный выбор и надлежащее качество товаров (работ, услуг).
Возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Государственную и общественную защиту своих прав.
Обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов.
Создание общественных объединений потребителей.
В этот день важно:
Повышать осведомленность людей о своих правах как потребителей.
Способствовать развитию системы защиты прав потребителей.
Содействовать созданию условий для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
Основные права потребителей: право на безопасность; право на информацию; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.