Медовое царство расположено в саду, что в деревне Шейка. Удобное место: северная сторона, защищенная от сквозняков. Рядом болото, небольшая речка. Первые медоносы – ивы, орешник, мать-и-мачеха. Потом сад цветет, разнотравье. Кстати, пчелам очень уж по вкусу белый клевер. Дальше – больше.
– Да, все крылатым труженицам на пользу, – улыбается Иван Борисович. – В этом году 27 апреля уже первые магазины ставил. Обычно за сезон три выкатки делаю. А вообще, у этого места своя история: в саду растут очень старые яблони и груши, недалеко размещалась усадьба помещика…
Пчеловодством Иван Кошелев занимается вот уже 32 года. Стаж по меркам этой профессии внушительный. За большим пчелиным семейством следит сам.
– Сразу же после школы мне предложили поработать пчеловодом на пасеке, – рассказывает Иван Борисович. – Опыт у меня уже имелся. Отец многому научил – дома была небольшая пасека. Отработал год и ушел служить в армию. Вернулся – и опять к пчелам. Позже поступил в Смиловичский сельхозтехникум на пчеловодческое отделение, отучился заочно. Так что, я – дипломированный пчеловод.
– Тяжело приходится с вечно жужжащими «подчиненными»?
– Есть такое (улыбается). Особенно в летний период, когда пчелы роятся. Самое главное – не упустить рои. В обратном случае пчелосемью не разведешь, соответственно, и меда не будет. На пасеке 35 ульев. Можно развести и больше. Но следить за пчелами не так-то и просто. Ведь они, как маленькие дети, постоянно требуют внимания и заботы. Поэтому придерживаюсь принципа: главное – не количество, а качество. С одного улья по 20 килограммов меда беру. Всего в этом году 666 килограммов товарного меда откатал. А валового и того больше. Сахара пчелам мало даю. Стараюсь поддерживать их рацион на собственном меду.
Не бывает и дня, чтобы Иван Борисович не поинтересовался жизненной деятельностью крылатых тружениц:
– С утра я уже на рабочем месте. Сейчас вот готовимся к зиме. Формирую гнезда. Пересчитываю кормовые запасы, внимание – на объем пчел. Все это обязательно фиксирую. Тут ведь своя математика – на каждую улочку должно быть по два килограмма меда на зиму. По массе пчел определяю, сколько рамок оставить. Начнутся холода – утеплю ульи. А там и зимовка.
– А как пчелы переносят зиму?
– Для них лучше всего, когда на улице морозная и сухая погода. Если воздух влажный, сырой, да к тому же в улье сыро, пчелы намокают и умирают. А если с улицы поступает морозный сухой воздух, они уплотняются и лучше переносят это. Важный момент перед зимовкой – обработка от клещей. Зимой насекомые плотно держатся друг за друга, поэтому внутри клуба температура сохраняется на уровне 15 градусов тепла. Когда пчелу кусает клещ, она начинает беспокоиться и шевелиться, внутрь клуба просачивается холод, и все погибают.
Думаете, что зимой пчеловода на пасеке не застанешь? Не тут-то было! Иван Борисович каждый день приезжает к своим подопечным. Есть у него специальная трубочка. Подобно доктору, он приставляет ее к пчелиному домику и внимательно слушает.
– Постучу по улью, раздается резкий шум – значит, все в порядке. А если стучишь-стучишь и слышишь медленный и слабый звук, похожий на шелест листьев, это говорит о том, что что-то там не так… Смотрю еще, чтобы грызуны не навредили. Мыши нарушают покой пчел, они расползаются по рамкам, в мороз не согреваются и пропадают. Надо сказать, что в последние годы у меня 100% выход с зимовки.
– И «урожай» неплохой…
– Можно было бы и лучше. Нынешняя теплая весна дала хороший старт. Липы цвели, недалеко гречиха посажена. На пасеке все в буквальном смысле гудело. Первые две выкатки до начала июля вообще замечательные были. А потом дожди пошли. И месяц затишья…
– То есть, дождливое лето крылатым труженицам не на пользу?
– Понимаете, после дождей растения выделяют много нектара. Для пчел это хорошо. Но если непогода затягивается, они не работают, и от этого набирают массу тела. К тому же за день их рождается полторы-две тысячи. При хорошей погоде столько же и погибает: у них перетираются крылья, их уничтожают птицы, сбивают машины. А если из-за дождя пчелы сидят в улье, их становится слишком много. Но, тем не менее, с поставленной задачей мы справились – доведенное задание выполнено.
Работать с пчелами – целая наука. Особенно тяжело приходится с роями.
– В килограмме 10 тысяч пчел, – приводит арифметические доводы пчеловод. – В рое – три-четыре килограмма насекомых. Вот и считайте, с каким количеством «подчиненных» приходится трудиться. Заберутся на высокую липу, и поди – справься с ними.
– Так они же знают своего хозяина!..
– Какое там! Каждый день получаю по десятку укусов. А то и больше. Привык уже, и иммунитет к укусам выработался, никакой опухоли. Но скажу: ощущения не из приятных.
– А почему пчелы кусаются-то?
– По разным причинам. Домик свой защищают. Погода на их настроение влияет. На запахи посторонние реагируют. Резких движений не любят. И от породы насекомых многое зависит. Вот к этому улью (показывает), например, не подойти. Даже дыма не боятся. Это среднерусская порода пчел. В целом, вид очень интересный, но не для всех. Со среднерусской нужно уметь работать. Кроме того, что это злобная и агрессивная пчелка, так еще и жутко ройлива. Но плюсы имеет. При медосборе с больших массивов ей нет равных. А так на пасеке в основном карпатская пчела.
Для себя я открыла интересные моменты. Оказывается, крылатые трудяги жуть как не переносят запах пота, парфюма и алкоголя. Если к вам подлетела пчела, нельзя отмахиваться. Они воспринимают это как угрозу и нападают в ответ. А еще нельзя ходить вблизи пчел в шерстяной и ворсистой одежде. Исторически так сложилось, что они боролись с медведями, поэтому на шерсть у них выработался рефлекс…
Раздается шумное жужжание.
– Это осы, – говорит Иван Борисович. – Пчелы сейчас в ульях. У них жизнь кипит, как у людей. И знаете, что интересно? Трутней «выселяют» из домиков! Это нужно видеть: две-три пчелы за крылышки-ножки вытаскивают его из улья и выбрасывают на землю. Кстати, если трутень остается в домике на зиму – значит, внутри непорядок. Одна из причин – матки нет. Или вот такой пример. У пчел как в армии. Молодая особь свою трудовую деятельность начинает с чистки мусора в домике, потом становится на его стражу. А уж после того, как окрепнет, ей разрешается отправиться за медом. Вот так-то…
У пчеловода – свой набор рабочих инструментов: дымар, большое гусиное перо или кисточка, стамеска.
– Слово дымар говорит само за себя,– поясняет Иван Борисович. – Пчелы от природы боятся дыма. Пером с рамочек стряхиваю насекомых. Стамеской рамочку поддеваю и достаю из домика.
В улей пчеловод вставляет магазинные рамки – штук 15-16. А дальше в дело вступают пчелы. Носят нектар, сами его перерабатывают. Когда мед зрелый, лишняя влага испарена, крылатые труженицы печатают его воском – делают запас герметичным. Пришло время катать мед – пчеловод открывает рамку и вставляет ее в медогонку. И вот он – полезный продукт, как считает Иван Кошелев, панацея от всех болезней.
– Любой мед, если он хороший, полезен для здоровья человека,– уверен Иван Борисович. – Рапсовый подходит для тех, у кого имеются проблемы с сердцем или сосудами. Гречишный богат железом. При простуде хорош липовый или разнотравье. Съели ложку меда, запейте молоком. Только ни в коем случае не бросайте в горячий чай: теряются его полезные свойства.
Напоследок Иван Борисович приглашает нас отведать гречишного меда:
– Отказ не принимается! Побывать на пасеке и не попробовать мед?! Ну, это же никуда не годится!
Наслаждаемся божественным вкусом и продолжаем говорить о пчелах, их повадках. Оказывается, в летний период трудолюбивое насекомое живет 30-40 дней, в зимний – полгода и больше. Иван Кошелев с улыбкой вспоминает момент из своей практики:
– Как-то взобрался на липу рой снимать. Чувствую: что-то не так – шапка с головы назад все время сползает. Я ее подтяну – она обратно. Оборачиваюсь и вижу: вся спина черная. Это рой нашел себе «подходящее» место. Спустился я аккуратно на землю, сел у подсобки и где-то час, не двигаясь, провел в ожидании сторожа. Он-то и помог мне освободиться из пчелиного плена… А вообще, работа интересная. Вы приезжайте на пасеку в горячую пору, не пожалеете!