Наград в копилке оператора машинного доения достаточно.
– А вот на таком уровне меня отметили впервые, – скромно говорит Ирина Тимофеевна. – Что очень приятно и стимулирует на достижение более высоких показателей.
Два десятка лет трудового стажа на одном месте. Опыт, безусловно, немалый: есть что вспомнить, чем поделиться.
– Я ведь диплом швеи имею, – продолжает Ирина Тимофеевна. – Только вот коров нужно было доить (улыбается). Иной раз думаю, видно, гены сработали. Мои мама и бабушка работали доярками. Лет с десяти и я уже буренок доила – и дома, и на ферме.
За столько лет работы действия Ирины Денисовой доведены до автоматизма. В группе 50 коров.
– Каждый мой рабочий день начинается с утренней дойки, – рассказывает Ирина Тимофеевна. – С шести утра подсыплю опилки, раздам животным концентраты. Беру доильные аппараты и весь необходимый для обработки инвентарь. После чего вымя каждой коровы в обязательном порядке обрабатываю антисептиком, сдаиваю первую струю. Начисто вытираю одноразовой салфеткой. Это делается для того, чтобы молоко было чистым. И только после всех этих манипуляций подключаю аппараты для доения. Эту же работу проделываю и во время вечерней дойки.
– Судя по всему, наличие современной техники не освобождает от ручной работы…
– Получается, что так. Как бы то ни было, машина человека все-таки не заменит.
После дойки молоко поступает в специальные цистерны, в цех сбора и охлаждения для дальнейшей реализации на молочный завод. Во время контрольной дойки зоотехник следит за датчиками и записывает показания с каждого модуля: удой и индивидуальный чип животного.
– Коровы всегда послушные? – интересуюсь я.
– С животными нельзя грубо обращаться. Да, они не понимают нашу речь, зато хорошо улавливают интонацию. Будешь обходиться по-доброму с коровой, она всегда будет смирной. А вообще, буренки, как и люди, всякие бывают: спокойные и строптивые, податливые и своенравные… С некоторыми, ой, как приходится повозиться, чтобы сдоить молоко! У каждой свое имя, по-другому я к ним и не обращаюсь.
Сделаю небольшое лирическое отступление. Я заметила, что как только операторы машинного доения начинают перечислять клички своих подопечных, в их глазах зажигаются огоньки нежности, любви и ласки. И эти искорки настоящие! Вот так и Ирина Тимофеевна по-матерински называет своих буренок: Снежинка, Высотка, Малютка, Марьяна, Милана, Великанка, Чебурашка, Милашка…
– А любимицы есть?
– Для меня все одинаковы. Хотя, знаете, кого-то все же выделяешь больше. Есть у меня в группе Чернушка. Видели бы вы, как она проявляет ко мне свою любовь. Пока подключу к ней доильный аппарат, платок с головы сорвет, оближет все лицо, руки…
К 8.30 утра, когда многие только-только приступают к работе, у Ирины Денисовой подходит к концу первая часть рабочего дня. Она переодевается и спешит домой.
– Работа работой, а в доме нужно прибраться, обед приготовить, с хозяйством управиться, где-то и себе время уделить, – говорит Ирина Тимофеевна. – К пяти вечера опять на работу.
– Наша Тимофеевна – на своем месте, – отзываются коллеги. – Животных любит, работу выполняет четко. В общем, ответственный, добросовестный и трудолюбивый человек.
На что Ирина Тимофеевна отвечает:
– Так в таком коллективе и работа спорится. Все – для труженика. Вот недавно на МТФ провели реконструкцию молочного оборудования: заменили молокопровод, воздушные трубы. Комната для отдыха имеется. Меня многие спрашивают, от чего зависят показатели моей работы? Скажу честно: нет тут никакого секрета. Я работаю с животными. И для меня – это не просто крупный рогатый скот, а существа мыслящие и чувствующие. К каждой буренке нужно суметь найти индивидуальный подход, что очень важно! Не поверите, но это факт! Если корова будет взволнованна, надой может снизиться вдвое…
И напоследок Ирина Тимофеевна, признаюсь честно, сразила меня наповал. Предлагаем ей сделать фото. Со словами «ой, так надо же быть красивой!» она развязывает платок и легким движением руки превращает его в стильную повязку. Еще буквально несколько секунд – без зеркала – поправляет головной убор и говорит: «Все – я готова!» Вот такие наши крупские труженицы – в любой ситуации они, прежде всего, остаются женщинами!