Постоянный победитель районных, областных и республиканских соревнований в сфере животноводства. Достойный пример для молодого поколения.
С Ириной Владимировной мы встретились в последние дни ушедшего года. Вспомнили о трудовых буднях, пересмотрели фотоснимки: Ирина Владимировна возле колодца рядом с домом набирает воду в ведро, вот она в поле в белом халате во время дойки коров, а тут кокетливо поправляет косынку на голове – буренки пасутся на заднем фоне…
А еще награды перебрали: Почетные грамоты, Дипломы, Благодарственные письма – и просто поговорили за жизнь. Ветеран труда рассказывает:
– Родом я из Великой Слободы. Так что к сельскому труду с детства приучена. Пришло время выбирать профессию. В КБО работала, потом на плодоовощном заводе пять лет. В конце концов вернулась в родную стихию. Пошла по маминым стопам. Она всю жизнь дояркой проработала. Корову я впервой подоила, будучи шестиклассницей. К маме на ферму бегала помогать. Она мне спокойную буренку выбрала, как сейчас помню: Зорькой ее звали. Уселась я поудобнее, доеночку взяла – получилось!
На ферму устроилась, когда мне тогда 22 года было. В группе – 15 коров. Мне еще и повезло (улыбается): первотелок дали, пришлось раздаивать. Молока не ахти как много выходило. За год больше чем 2 300 килограммов не надаивала. На надои постепенно выходила.
Сразу ведь вручную доили. Поначалу 2 500 килограммов молока надаивала. Это в год с одной коровы. Потом труд наш механизировали. На доильные аппараты перешли, так и по три тысячи килограммов надаивала. В последнее время на четыре тысячи вышла.
Коров доили по три раза в день – невзирая на сезон. На все лето стадо в Словчь выгоняли. Дойка – опять же трехразовая. Вечером ехали на машине – доили коров, ночевали на месте, после утренней дойки – домой. Молоко попутно на завод отвозили. Дороги раскиснут – по пути так растрясет. В обед – обратно. Вот так и работали. Подкормку руками разносили. Картошку к хлеву подвезут – мы ведрами носили, выварки бураков перед собой тягали, сено – ношками. Пока ряд засыплешь… Сенаж с трактора в тамбур сбрасывали – опять же в ношках разносили. Потом проходы сделали, техника заезжала, сбрасывали подкормку по грудам, мы вилами – в кормушки. Транспортеры со временем сделали. Так это ж техника: то лента порвется, то еще какая поломка. Ладят, ладят – не наладят. Мы опять ношками таскаем… Кормов хватало. Картошку животным давали, брюкву, свеклу кормовую, муку, сено, сенаж, солома ячная была. Как говорят, у коровы молоко на языке.
Ферма – в Слободе, от дома – рукой подать. Восемь доярок – на каждую по 25 голов. В последнее время вчетвером доили – по полсотни голов на человека. Рабочий день – с пяти утра. Кормили животных, в шесть начинали доить, затем аппараты мыли и домой. В обед и вечером – то же самое. Домой возвращалась в десять часов, бывало и позже.
Работа нравилась – иначе столько бы лет не продержалась на одном месте. Сначала нелегко было. Потом втянулась, на ферму не шла – на крыльях летела, чтобы справиться быстрее. В стойлах меня ждали мои Ромашки, Рябины, Белки… Была и любимица – Ласточка. Много молока давала – за сутки по три десятка литров. Ее все Рекордсменкой величали…
От чего надои зависели? Как я уже сказала, от наличия прочной кормовой базы. А еще от должного ухода за животными, от соблюдения технологий производства. Плюс грамотность и старательность работников. Коллектив хороший подобрался, дружный. Руководил хозяйством первое время Литвин Алексей Захарович, потом – Иван Викентьевич Кавецкий, затем – Иван Иосифович Горбач. Зоотехниками Андрей Лазаревич, Валерий Минич были – толковые специалисты. Фермой заведовала Татьяна Павлова – хорошая женщина, во всем нам помогала.
Мы и за телятами сами смотрели. Корова телилась, за малышами двадцать дней ухаживали. Потом отнимали и передавали телятницам. По 10-12 теляток досматривали. А как у меня – так массовые отелы были. Хочешь не хочешь, приходилось знать всё про самочувствие каждого малыша, с одного взгляда замечать его недомогание и звать на консультацию и помощь ветеринарного врача. И с таким специалистом нам повезло! Валерий Денисович Глинский – ветврач от Бога, внимательный и ответственный. Придет на ферму – обо всем расспросит, выслушает и, если нужно, примет меры.
Накормить и напоить животных, прибрать, теляток досмотреть, коров раздоить – столько разных и таких важных забот… А работа-то нравилась! Бывало, идешь утром на ферму, в голове одна мысль: только бы всё хорошо было! Чтобы телятки крепчали да коровы молока сегодня побольше дали!
Время шло – менялись технологии. Массово перешли на доильные аппараты. Соответственно и профессия по-другому зазвучала: оператор машинного доения. Стали конкурсы профессионального мастерства в районе проводить. Помню, в Холопеничи поехала, чтобы в соревновании поучаствовать. Не без успеха – первое место заняла, присвоили мне квалификацию мастер машинного доения. Перед комиссией из Крупского райисполкома и главными специалистами района демонстрировали умения работы с доильным аппаратом, алгоритм действия при дойке и после. Важный критерий – уложиться в отведенное время. А его не так уж и много, и коровы не мои. Совладала с волнением – справилась. Потом уже на ферме в Слободе среди доярок нашего колхоза подобные конкурсы проводили.
Раньше весело было – и жить, и трудиться. Праздники на работе отмечали. Справимся по хозяйству – празднуем дружной компанией, песни поем. Была ли конкуренция среди доярок? Я бы не сказала, все старались. Потому и медали, ордена за труд получали. В числе награжденных – доярки Зоя Васильевна Романова, Людмила Силовна Чеснович. И вообще, колхоз наш передовым был по всем показателям. Гремел на весь район. И того выше! Как поедешь на слет передовиков в Минск – только и слышишь: колхоз имени Ленина. К слову, свою трудовую деятельность я в колхозе «Победа» начинала. Это потом уже реорганизация прошла.
Я все время старалась трудиться на совесть. Потому и результат не заставлял себя ждать: с каждой коровы я получала более трех тысяч килограммов молока в год. Выходила в лидеры среди доярок не только в районе, но и в стране. За что меня наградили Почетной грамотой Верховного Совета БССР, орденами Трудовой Славы II и III степеней.
Высокие награды получала в Крупском райкоме партии. Одну на слете передовиков вручили, другую – на заседании райкома. Было это в 1980 и 1988 годах. В обоих случаях для меня это явилось полной неожиданностью. Чувства в те моменты? Радость, конечно. И гордость за то, что мой труд видят и ценят. На слеты передовиков постоянно ездила – в Минск, Молодечно, Дзержинск, на пленумы разные делегатом неоднократно выбиралась. Значками награждалась: «Лучший животновод», «Ударница коммунистического труда», «За успехи в народном хозяйстве СССР»… Признаюсь откровенно: приятно слышать свою фамилию и подниматься на сцену за наградой. Приятно, когда тебя и сегодня не забывают. Меня неоднократно приглашали на районные торжественные мероприятия по случаю профессионального праздника – Дня работников сельского хозяйства…
За многие годы работы на ферме я привыкла к ранним подъемам. Так ведь и домашние хлопоты никто не отменял. Тут меня муж здорово выручал. К слову, с Иваном мы на работе и познакомились. Он в колхозе шофером был. Водитель доярку первым заприметил. Доярка взаимностью ответила (смеется). Вот так всю жизнь: вместе – дома, вместе – на работе. Иван – мой помощник во всем. Домашнее хозяйство немалое держали. Одно время две коровы были. А как же без кормилиц-то?
На пенсию вышла. Еще пять лет поработала. Решила: пора ставить точку. Скажу вам, ой, как тяжело было от ежедневных походов на ферму отвыкать. Только прилягу, глядь на часы – и подскакиваю. Муж смеется: «Что такое? Ты же уже дома сидишь!» А я ему в ответ: «Привычка!»
С животными интересно работать. С ними можно поговорить. А они слушают внимательно, в глазах – понимание и сочувствие, искренность и преданность. Уходила с фермы, расставаться тяжело было, сердце кровью обливалось: как они, мои родимые, без меня-то будут?..
Молодым в напутствие так скажу: коров доить – навык нужен и опыт. А еще – умение общаться с животными. Надо любить их, находить подход к каждой. Потому что для настоящего мастера машинного доения корова – это не просто крупный рогатый скот, а существо мыслящее, с которым надо уметь ладить. Казалось бы, привычное «му-му-му». А в этом мычании – своя интонация, особенная и чувственная…
Многое уже пережито и переосмыслено. В одном сегодня я на все сто уверена: когда свою работу по-настоящему любишь, то и результата достигнешь. Составляющими успеха также являются заинтересованность и внутренний стимул. Всякий раз, идя на работу, я себя настраивала: вчера столько молока надоила, сегодня – сделаю больше, завтра – еще больше. А когда видела, что дело в гору идет, душа радовалась. Где-то в 90-е годы в районе был организован клуб доярок-трехтысячниц. Я стала его полноправным членом…
Вспоминать и рассказывать можно очень долго. Да, я посвятила свою жизнь любимому делу. Тонны молока, надоенного за десятки трудовых лет… Так и прожила среди молочных рек…