На въезде – пруд, лес – кругом. Сельскую тишину нарушает звук работающего триммера. Понятно: поддерживают чистоту и порядок. На лавочке у дома нас встречают женщины. На вопрос: «Вы нас ожидаете?» отвечают:
– Конечно! Только мало нас. Сегодня – вторник, автобус ходит: кому надо, отправились в райцентр.
Наталья Яковлевна Сафонова, Софья Анисимовна Батракова, Надежда Федоровна Пискунова и Евдокия Андреевна (фамилию просила не называть) – вот компания собеседниц. Слово – за слово, завязывается разговор.
– Анисимовна среди нас старожил – 92 года будет, – рассказывает Евдокия Андреевна. – А мы – дачники. Пару месяцев с мужем в столице живем. На сезон в Ганковку приезжаем, в родительский дом. Деревня маленькая, жителей немного. Дома стоят, так они практически все пустые.
– Вы присаживайтесь, – приглашает Софья Анисимовна. – Мы вам сейчас всё расскажем. Я в Ганковке век свой живу: лет шестьдесят, а может, и больше. Что могу сказать? Работали в колхозе: доярками, полеводами, пастухами, трактористами. А Федоровна на почте немало лет трудилась – почтальоном. Много деревень обслуживала – Ганковку, Буду, Прудец… Всё время пешком, потом велосипед ей от работы подарили… Да, жизнь идет. Уже и в живых многих нет… Я дояркой под тридцать лет оттрудилась. На пенсию пошла. Одна живу. Дочка приезжает, внук – помогают. Соседи хорошие – если что подсобят. Наташа – староста в деревне.
@krupki.by #крупки #крупкибай #беларусь #крупскийрайон #деревня #krupki #belarus #krupkiby ♬ Вёска - Дрозды
Софье Анисимовне БАТРАКОВОЙ за 90 лет – глаза светятся оптимизмом и радостью жизни.
– Сельчане мне такую честь оказали, – улыбается Наталья Яковлевна. – Сказали, что я самая молодая и инициативная. А они меня во всем поддерживать будут. Так оно и есть на деле. Надо – собираемся вместе и решаем вопросы. Сама я местная. По молодости в Минск уехала, в России жила – вернулись с мужем на малую родину. Это в 1988 году было. Так и прикипела тут душой и сердцем.
– В Ганковке раньше практически многодетные семьи жили, – вспоминает Надежда Федоровна. – По 12, 10, 7 детей вырастили. Представляете: под 30 домов. Как соберутся – полная деревня. Труд ручной был. Мужчины на покос в 4 утра вставали, а потом еще на работу.
– И теперь трудолюбия не отнять. Глядите, какую красоту в деревне навели: клумбы обустроили, – показывает Софья Анисимовна.
Активная жизненная позиция у Надежды Федоровны ПИСКУНОВОЙ.
Сельчанки шутят:
– Это у нас бригада пенсионеров в деле. Вася Пастушков, он сегодня уехал, был организатором благого дела. Возле своего подворья порядок навел. Федор Батраков тоже приехал в родительскую усадьбу, поставил дом – территорию вокруг облагородил. Дачники приехали – также подключились к делу. Трудимся по принципу: для себя красоту наводим. На это место автолавка приходит – чистоту вот навели, создали уют.
На всё про всё у жителей Ганковки ушло не так-то и много времени. Говорят, с осени начали – весной доделали. Все свою лепту в общее дело вносили. Порядок навели своими силами, своей техникой – косилками, пилами. И сейчас поддерживают– обкашивают.
Общаюсь с сельчанами – испытываю чувство спокойствия и умиротворения. Они искренние и открытые. От них исходит такой позитив! Кошка Буся всё время нашей беседы рядом трется – без нее никак! В общем, самобытный колорит.
– Люди в деревне дружные – все друг другу помогают, – выражает общее мнение Евдокия Андреевна. – Огороды вот отсадили.
– Андреевна, так и твой Петрович никогда не откажет в помощи!
– Ну, да, муж у меня такой… Жители Ганковки – одна большая семья. Обычаи? У нас Троица – большой праздник. Идем на кладбище, поминаем родителей и близких. Потом дома за обедом собираемся. Ранее праздники у соседки Екатерины Кондратьевны отмечали. Умерла она недавно… Бывало, соберемся вместе – и плачем, и скачем… Это жизнь… Природа у нас, как вы заметили, неплохая: лес рядом, озеро. Года четыре тому назад предприниматель рыбу запустил, не пошло. Правда, первое время приезжали отдыхающие, наши дети и внуки рыбачили. Свадьбу как-то на берегу праздновали. Лебеди плавают… Деревня спокойная, дети-внуки на лето приезжают. Воздух свежий.
Ивана Петровича застали с триммером в руках: пора обкашивать траву.
Прошли по Ганковке. Местные «гиды» вводят в курс дела:
– Вот дом старый разобрали, ненужный мусор убрали, поросли вырубили, обкосили. Это наш сосед Семенович, как он говорит, окно в свет начал прорубать. А мы подтянулись и помогли. Самим любо-дорого посмотреть. Надо сказать, Семенович в нашей деревне – скорая помощь, у него машина имеется…
На подворье завидели женщину:
– Ивановна, идем смотреть вашу усадьбу!
– Здравствуйте! – выходит на улицу Элеонора Ивановна. – А что смотреть-то? Вот делаю, что в моих силах. Одна я. Это родительский дом, ему под сто лет. Дедушка с бабушкой еще начинали строить. Я тут как дачница, сама в Смолевичах живу. Сельчане – народ дружелюбный. Хлопцы рукастые и работящие. Прошу – помогают…
Наталья Яковлевна САФОНОВА и Евдокия Андреевна. В беседе – кошка Буся.
Идем далее. Собеседницы рассказывают:
– На сегодня в деревне постоянно человек 12 проживают. Хозяев многих нет в живых – дети приезжают. Порядок и на подворье, и на придомовой территории поддерживают. Стремление к порядку нам от родителей передалось. Да, сегодня современная техника – в помощь. А раньше траву косой косили, серпом. Наша Федоровна по сей день серпом ботву картофельную косит.
– Вы к Наташе сходите, – предлагают сельчанки. – У нее столько цветов насажено.
– Они уже отцветают. А те, которые посадила, летом только пойдут, – звучит в ответ…
Вот и обошли по кругу всю деревню. Что по-настоящему поражает? Настежь распахнутые калитки во дворы и двери в дома. Вот оно – простое человеческое гостеприимство и полное доверие к окружающим. И куда же без добродушия?
– Обождите, возьмите пирожков в дорогу, – останавливает нас Надежда Федоровна. – Сегодня печь истопила и испекла.
Отъезжаем – сельчане машут руками на прощание. А в мыслях всё крутится фраза, промолвленная жителями деревни Ганковка:
– Всю красоту мы для себя наводим. Это наша малая родина!
А ведь так оно и должно быть. В первую очередь, мы в ответе за то, что оставили нам наши родители. Будем чтить эту традицию – деревни будут жить!
Фото Александра Будько.