Юная девушка смогла глубинно подойти к важной и непростой теме, прочувствовать, пропустить ее через свое сердце и впустить в сердца людей. Так, как свойственно это тонкому женскому уму, душе, полной высоких порывов – подарить миру свет. Особенно тем, кому его больше всего не хватает.
Талантливая девушка успешно защитила свою работу на областном этапе. Высоко оценили ее оригинальный подход к выбору темы и самому ходу исследований и на республиканской уровне. Итог – Диплом I степени. Работа действительно удивительная.
– Мое исследование называется «Литература как социальный проект», – рассказывает Татьяна. – Все началось с того, что в 2014 году мне в руки попала книга, которая изменила мой взгляд на окружающий мир. Это терапевтические сказки для детей и взрослых белорусской писательницы Милы Пархоц (Людмилы Шаповал) «Аутилиус». Эта книга не имеет широкого распространения, ее пока нет в свободной продаже. Это единственное художественное издание в Беларуси, которое проникновенно и реалистично рассказывает читателям о необыкновенном ребенке – мальчике с ограниченными возможностями. Автор – мама этого самого мальчика, белорусский филолог, член Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители». Кстати, эту книгу я увидела у педагога Татьяны Александровны Коноваленок. Именно она и предложила мне поучаствовать в проекте, тем самым привлечь внимание всего общества к очень актуальным в современном мире проблемам, которые поднимает автор.
– Нам удалось побеседовать с Милой Пархоц, – продолжает Татьяна Коноваленок. – Узнали о ее сокровенной мечте: помочь обществу понять, что каждый человек имеет право на уважение. Она многое делает для того, чтобы услышали и ее, и тех родителей, чьи дети тоже особенные: закончила Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссура видеофильма», чтобы рассказать языком кино о проблеме аутизма и предвзятого отношения общества к людям с особенностями развития. Вместе с режиссером Игорем Осмоловским сняла по мотивам своих сказок фильм «Абибу».
Книга яркая и привлекательная. Взяв ее в руки, хочется прочесть до конца. Татьяна вместе с педагогом проделала большую работу – проанализировала книгу, языковые и синтаксические особенности терапевтических сказок, познакомилась с ее героями.
– Затем мы перешли к практической части, – говорит Таня. – Свое исследование я проводила среди обычных ребят 6-10 классов нашей школы. Участие приняли 153 учащихся. Суть эксперимента состояла в том, чтобы ответить на вопросы анкеты дважды: до и после знакомства с информационными листовками, просмотра кинофильма «Абибу» и буктрейлера «Мир вокруг нас», после прочтения книги «Аутилиус». Также мы посетили Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, кабинет учителя-дефектолога учреждения образования, где нам предоставили возможность понаблюдать за работой учителей-дефектологов на занятиях с детьми с различными особенностями развития и попробовать самим выйти на контакт с ребятами.
Татьяна очень серьезно подошла к этому вопросу, досконально изучила анкеты. Оказывается, большинство школьников никогда не общались с детьми с особенностями развития.
– Результат впечатлил меня, – отметила Татьяна. – 127 человек (83%) негативно относятся к особенным детям. Мы организовали информационную группу и подготовили агитационную программу. В течение двух недель провели 5 выступлений. Затем снова раздали анкеты. И результат снова меня поразил – все ребята отметили социальную рекламу, как действенный инструмент. На вопрос: «Что хорошего, по вашему мнению, в том, что ребенок с особенностями развития учится вместе с вами?» ответ одного мальчика был удивительным: «Все имеют право на жизнь. Это главное. И такие дети могут почувствовать это только рядом со своими ровесниками».
Татьяна считает, чтобы помочь обществу разобраться и определиться со своими взглядами и ценностями, следует распространять как можно больше информации об особенных людях. Социальная активность каждого из нас через любую словесную форму позволит привлечь внимание всего общества к проблеме, которая становится очень актуальной: формирование инклюзивной культуры.
– Остановиться уже невозможно и сейчас дело за тем, чтобы воплотить в жизнь наши идеи и постараться привлечь к этому как можно больше людей, – подчеркнула Татьяна.
И можно сказать, что планы юной исследовательницы уже начали воплощаться. Ведь во время защиты работы на всех этапах конкурса Татьяна смогла убедительно донести до многих людей свои идеи, мысли, взгляды и убеждения.