Уже неоднократно подчеркивалось, что обновленная Конституция сохраняет преемственность социальной политики и повышает уровень социальной защищенности граждан. Очередное подтверждение тому – статья 47. Ее предлагается добавить следующим абзацем: «Инвалидам обеспечиваются равные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Государством реализуется политика социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами».
Какое значение для страны в целом и для каждого конкретного человека имеет эта новация?
Директор местного благотворительного фонда «Моя малая родина» Людмила Гур, которая имеет большой опыт работы в этом направлении, отметила, что о проблемах людей с инвалидностью громко заговорили, начиная с 2015 года, когда Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.
– Для того, чтобы эти люди могли проявить себя, необходимо было обеспечить определенные условия, – подчеркнула она. – И многое уже сделано, в том числе и в Крупском районе. Это и создание безбарьерной среды, и работа отделения дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН, и особое внимание со стороны медицинской службы. Важно и то, что в новой форме индивидуальных программ реабилитации четко прописано, что может делать каждый конкретный человек с учетом своего диагноза. Внесение в Конституцию гарантий для инвалидов – это очень серьезный шаг, который свидетельствует о том, что для государства важен каждый человек и что оно готово поддерживать тех, кому это необходимо.
Конечно, как отметили участники диалоговой площадки, сделано еще далеко не все. Проблемами, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, поделились мамы, воспитывающие детей-инвалидов.
– Мой ребенок стал инвалидом вследствие заболевания. Дочь ничего не видит, но она очень развитая и любознательная, – рассказала Галина Миранович. – Она закончила школу, увлекается бисероплетением, играет на гитаре, поет. И очень хочет развиваться дальше. Но мы столкнулись с проблемами получения дальнейшего профессионального образования. Знаю, что для инвалидов-колясочников такие проблемы решаемы, а для незрячих – практически нет. К тому же, в небольших населенных пунктах сложно найти специалистов, которые бы и помогали в быту, и занимались дальнейшим развитием ребенка. Таких детей немало, поэтому мое предложение – готовить и направлять в регионы специалистов по работе с инвалидами, определив четкую законодательную базу, обеспечивающую их деятельность.
Крупчанка Галина Полонник поделилась воспоминаниями о том, что почувствовала и как восприняла новость о том, что ее ребенок – инвалид.
– Это сложно передать словами, – рассказала она. – Было очень тяжело психологически. Но меня поддержал муж и коллеги. Благо, я сама – медицинский работник и многое понимала, поэтому смогла принять ситуацию и начать с ней работать. А сколькие родители не выдерживают! Поэтому надо, чтобы с родителями, которые сталкиваются с такими проблемами, особенно с мамами, как можно раньше и очень плотно работали психологи и другие специалисты, помогая обрести опору, шаг за шагом развивать и воспитывать особенных детей.
В процессе обсуждения выработалось предложение создать в стране стройную, целостную систему взаимодействия и поддержки семей с детьми-инвалидами, которая обеспечивала бы преемственность: роддом – детский сад – школа – профессиональное образование. Чтобы люди с инвалидностью действительно могли обучаться, развиваться, реализовывать свои способности и иметь постоянное психологическое сопровождение.
Говорили и о том, чтобы приблизить к регионам более углубленную медицинскую помощь.
Заведующий поликлиникой Крупской ЦРБ Анастасия Макарова объяснила, что в здравоохранении Беларуси существует разноуровневая система оказания помощи. Наша Крупская ЦРБ – это первый уровень. Более углубленные обследования проводятся в областных и республиканских центрах, оснащенных соответствующим оборудованием. На сегодня система работает так, но она постоянно развивается, и перспективы могут быть самыми разными.