Как не допустить этого и как помочь ребенку выйти из сложной ситуации? На эту тему беседуем с педагогом-психологом СШ № 3 г. Крупки Натальей ШАЛАК.
– Наталья Анатольевна, какие факторы влияют на то, что дети оказываются в кризисной ситуации?
– Абсолютно любая ситуация, происходящая в жизни ребенка, может быть кризисной. Всё зависит от того, как ребенок воспринимает определенную ситуацию. Это может быть смерть животного, низкая отметка по предмету, ссоры с родителями, с другом, ребенок не может определиться с выбором профессии. Он «подвисает», не знает, что делать, его охватывает сильное эмоциональное негативное переживание. Это и есть состояние кризиса.
– Вы сами выявляете детей, которым необходима психологическая помощь, или приводят родители?
– По-разному. Одним из направлений является диагностика эмоционального состояния. Проводим анкетирование в течение первой четверти, начиная с подросткового возраста. По результатам диагностики определяется группа детей, с которыми далее проводится индивидуальная работа. Хочу сказать, что из такой массовой диагностики выявляется небольшой процент детей. Они не всегда раскрываются, отвечая на вопросы теста. Это выясняется уже потом в индивидуальной беседе. Раньше чаще обращались родители за психологической помощью для ребенка. Есть и такие случаи: поработал с ребенком, а через какое-то время он приводит своего друга или подругу. Старшеклассники могут и сами подойти, чтобы поговорить. Налажена тесная связь с классными руководителями. Надо сказать, что мы работаем с ребенком только с согласия законных представителей.
– Исходя из опыта, с какими кризисными ситуациями детей приходится сталкиваться?
– Работаю со всеми детьми, находящимися в социально опасном положении. Ведь это уже кризисная ситуация. Конфликты и скандалы между родителями всегда затрагивают детей. Как правило, они это держат в себе, им стыдно об этом говорить со своими одноклассниками. У детей в таких ситуациях всегда есть проблемы. Это тревога, заниженная самооценка. Некоторые дети тяжело переносят ссоры с одноклассниками и друзьями. Надо отметить проблему одиночества детей. Они так и говорят: «Я поссорился с виртуальным другом, мне больше не с кем общаться». У детей нет реальных близких людей, с которыми они могут поделиться. Им не хватает элементарного внимания. Хочу обратиться к родителям. Интересуйтесь, как прошел день в школе у ребенка, почему он грустит и так далее. Ребенок должен чувствовать, что он интересен и нужен. Обращаются ко мне родители с просьбой поработать с ребенком по переживанию утраты, когда в семье случается смерть близкого человека. Как правило, дети тяжело переносят развод родителей. Поэтому обращаемся к взрослым, чтобы свои отношения не перекладывали на детей. Им и так сложно, когда мама и папа разъезжаются. Были в моей практике и случаи работы с детьми, которые совершали парасуициды.
– Расскажите, пожалуйста, какие применяете формы в индивидуальной работе с детьми?
– Конечно, использую психологические методы. В индивидуальной работе – психотерапевтические методы. Чаще всего применяю рисуночные тесты, элементы арт-терапии. С детьми помладше использую кинетический песок, они любят лепить фигурки. Вообще, детям проще рассказывать, когда руки заняты. Тогда и мозг работает по-другому, дети успокаиваются. Активно развиваю такое направление – работа с метафорическими картами. Детям показываю набор рисунков, а они высказывают свои жизненные ассоциации с этим рисунком. Так проще раскрыться ребенку. Как показывает практика, детям это нравится.
– Сколько сеансов необходимо, чтобы вывести ребенка из кризисной ситуации?
– Конечно, всё индивидуально. Чаще всего это несколько встреч. Все зависит от того, есть ли результат: ребенок выговорился, пришел к чему-то, ситуация стабилизировалась. Завершая работу с ребенком, всегда говорю, чтобы приходил в любое время, если необходима помощь.
Беседовала Инна ГАРА.