Наши мысли и чувства обращены к тем, кто погиб на поле боя, зверски замучен в плену, умер от голода на оккупированной территории.
В День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа мы склоняем головы перед памятью погибших и размышляем о суровых уроках военного прошлого. Тревожно на сердце от того, что в целом ряде стран они не усвоены. Именно поэтому мы должны говорить громче, так, чтобы нас услышали: «Не позволим переписывать историю, искажать правду и умалять заслуги великого народа, победившего фашизм!»
Как часто мы вспоминаем о войне? Обо всех тех бедах и разрушениях, которые она принесла с собой. О героизме, патриотизме и невероятной силе духа солдат и партизан. О том, какой тяжелой ценой далась им великая победа над немцами. К счастью, все чаще и чаще, и это правильно. Бывая в музеях, постоянно наблюдаю, как посетители экспозиций, особенно дети, сжавшись, смотрят на страшные фотографии военных лет с исхудавшими, измученными, искалеченными людьми, на простреленные солдатские каски. Они запоминают не только глазами, они запоминают сердцем. Вот то, что так необходимо, – эмоциональная память, чувство сопричастности к великому горю, через которое прошла каждая белорусская семья.
Невольно вспоминаются строки Константина Симонова:
«Тот самый длинный день в году,
с его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
и стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
живым не верится, что живы...»
С тех пор прошло 82 года. Великая Отечественная война стала тем горьким опытом, который показал, насколько губительны последствия боевых действий для любой страны. Вот к каким ужасным результатам могут привести человеческие амбиции и жадность. Однако находятся дельцы, которые развивают бурную деятельность по перекодированию сознания людей, в первую очередь, молодежи. Щитом этому должно стать познание исторической действительности – только оно поможет избежать повторения ошибок прошлого.
Сегодня нам нужно знать и помнить, какой ценой мы живы.