Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период продолжается. Работниками прокуратуры и другими заинтересованными организациями проделана огромная работа с документами и свидетелями. Продолжают вскрываться все новые и новые факты фашистских зверств.
Мы видим сейчас, как в ряде западных стран делаются попытки переписывания истории, сносят памятники, возводят нацистов и их пособников в ранг героев, – подчеркнул Владимир Голенков. – Такого не должно быть. Нам всем известны ужасы войны, они задели каждую белорусскую семью. Страшные преступления тех военных лет никогда не должны быть забыты, чтобы не повторились вновь. Геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны дана системная правовая оценка.
Допрошено свыше 17 тысяч человек, из них почти 8 тысяч – бывшие узники лагерей смерти. В Крупском районе допрошено около 150 человек, из них около 60 – это узники, которые побывали в концентрационных лагерях. Республика потеряла более половины своего национального богатства, истреблено более 3 миллионов человек. Когда мы изучали архивные данные, то пришли к выводу, что на Крупщине уничтожено более 3,5 тысяч человек, около 2 тысяч – угнано в немецкое рабство.
Прокурор района отметил, что результаты проведенной в рамках расследования уголовного дела работы убедительно доказывают, что масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее. Межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра, произведен перерасчет ущерба, причиненного нацистскими преступниками. Расчеты показали, что нашей стране в ценах сегодняшнего дня причинен ущерб на сумму свыше 2,3 триллиона долларов США или 43,5 тысячи тонн золота. При этом указанная сумма не содержит исчерпывающих данных по ущербу, причиненному вывозом культурных ценностей.
– Вдумайтесь только в эти цифры, – подчеркнул Владимир Голенков. – Но никакие суммы не соизмеримы с человеческими жизнями. То, что это был геноцид, убедительно доказано.
Рассказ прокурора вызвал большой интерес, ведь у каждого из присутствующих есть свой след войны. Его цена – сегодняшняя мирная жизнь. И это неприкосновенно.