В числе множества музеев особое место занимают школьные музеи. В них – история родного края, культуры, знаменитых земляков. Немаловажную роль они играют в воспитании подрастающего поколения: учат ценить свои истоки, прививают любовь к малой родине.
Недавно мы побывали в историко-краеведческом музее Игрушковской средней школы. 1 июня исполнится 37 лет со дня открытия музея. Из них почти 14 лет он носит почетное звание «народный».
Направления деятельности самые разнообразные. Выставочные экспозиции рассказывают про историю населенного пункта и школы. Здесь можно больше узнать о земляках – тех, кто учил и учился в школе, защищал Родину во время Великой Отечественной войны, прошел дорогами Афганистана. В музее находится картинная галерея художника Алексея Гамина. А также коллекция бумажных денежных купюр и многое другое. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Два года назад была создана выставочная экспозиция «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Заведует музеем учитель истории и обществоведения, руководитель военно-патриотического воспитания Сергей Журко. С недавнего времени в музейной деятельности Сергея Викторовича появилось еще одно направление – поисковая работа.
– Всё начиналось с конкурса исследовательских работ, – рассказывает он. – Решили написать про Космо-Дамиановский храм, который находился в Игрушке. В 1960-х годах он был разрушен. К сожалению, сведений было совсем немного. Однако выяснили, что в Игрушке жил Мамыко, участник Первой мировой войны, который позже стал священником, создал семью и в 30-х годах был расстрелян в Орше. Так родилась идея исследовательской работы про род Мамыко. Это был небольшой проект, но теперь и его придется развивать. Появились данные о Мамыко в первой половине 17 века. Вскоре занялись подготовкой экспозиции про геноцид белорусского народа. На основании воспоминаний местных женщин была оформлена экспозиция «В Германии осталась их молодость». Воспоминания мы подняли из нашего архива, уточняли сведения, сопоставляли факты и даты, то есть проделали большую работу. Направлений деятельности в музее много. Всё не охватишь для поисковой работы. Конкретно определились, когда стали оцифровываться памятники. За нашей школой закреплены братские могилы и памятники. Так было решено вести поисковую работу в этом направлении. Благо, что сейчас есть доступ в различные интернет-архивы, да и документы в них постоянно обновляются. Вы знаете, там можно получить столько ценной информации. Один из наших больших проектов называется «140». В агрогородке Игрушка находится памятник погибшим землякам населенных пунктов Королёво, Игрушка, Острово, Самоседовка. Всего – 140 фамилий. Искали информацию про каждого. А в ходе расследования выяснилось несколько десятков фамилий погибших, замученных, которых в этих списках не значится. Поэтому создали папку «140+». Параллельно ведется отработка сведений по этим 140 человекам, а также сюда добавляются погибшие и вернувшиеся с войны. И чем дальше углубляешься в поиски, все больше появляется новых неизведанных пластов. К примеру, в архиве отыскал воспоминания внука Андрея Николаевича Борисова. Когда читал, обратил внимание на фразу «за время коллективизации многие уехали из деревни под Москву. В Одинцово уехали два старших сына. Там была целая слобода островчан. Некоторые уехали в Ленинград…». Я начал, как говорится, копать. И вот у нас появилась папка со сведениями по землякам, жителям деревень Острово, Игрушка, которые в свое время уехали. А вот документы (показывает), которые свидетельствуют о призыве РВК Ленинградской, Московской, Хабаровской и других областей. И среди них – орденоносцы, блокадники. Признаюсь, без слез изучать это невозможно. Одна за другой родителям приходили похоронки на сыновей, женам – на мужей. Родственники разыскивали пропавших без вести родных… Были даже две сестры-близняшки, призванные в Москве. Слава Богу, остались живы.
Поисковая работа непредсказуема. Ее пути помогают не только достичь первоначальной цели, но и раскрыть много нового и неизведанного. Понятно, что для этого нужно быть грамотным историком, обладать аналитическим складом ума. А главное – любить дело, которым занимаешься.
– В музее есть небольшая экспозиция, посвященная уроженцу Игрушки Федору Степановичу Куляю, – продолжает Сергей Викторович. – Упоминается, что перед войной он служил на границе. Также есть подлинный документ – комсомольский билет. Вот на его основании были найдены сведения, что он служил в 101-м Благовещенском укрепленном районе 1932 года. Перебирая архивные документы, отыскал копию письма с фронта. Это Федору Степановичу писал его брат Сергей Степанович в январе 1945 года. В письме упоминается брат Леша, который в то время находился в Доме отдыха (госпиталь). Признаться, когда читал первый раз, даже не заострил на этом внимание. Искал сведения о Сергее Степановиче. Выяснилось, что это младший брат. Он погиб. Дальше – еще интереснее. Оказалось, что тот самый Леша из письма – это средний брат. И этот Алексей Степанович Куляй после войны был исполняющим обязанности директора Игрушковской школы. Трое братьев были призваны на фронт фактически одновременно, сразу после освобождения Крупского района в 1944 г. И таких историй много.
Увлеченно рассказывал о своих исследованиях педагог. Видно, что он горит этим. Можно было бесконечно слушать собеседника. В одной газетной статье обо всем и не расскажешь. Заинтересованные могут посетить музей и узнать много нового.
– Кроме интернет-ресурсов, в поисках еще хорошо помогают местные кладбища, – говорит Сергей Викторович. – Там тоже можно много найти полезных и важных сведений, ответов на вопросы. Я объездил кладбища населенных пунктов Острово, Самоседовка, Королёво, Радица. Пока обзорно прошел Каменку, Староселье. Хотя там тоже есть над чем поработать. Вообще, проектов много. Некоторые уже завершены, по некоторым накапливается материал. Идет работа над проектом «Забытая война» о земляках-участниках Первой мировой войны. В начале года поступила просьба выяснить информацию о захоронении в братской могиле в деревне Радица. Честно признаюсь, изначально считал это безрезультатным. Свидетелей уже не осталось, местные жители тоже ничего не знают об этом. На памятнике выбита одна фамилия. А в паспорте памятника – три фамилии. Две остальные добавили позже. Тем не менее, за работу взялся. Это был настоящий детектив. В 1944 году немцы проводили карательную операцию «Пестрый дятел». Еще во время поиска в источниках нашел информацию, что несколько партизан погибло 25 мая, а через несколько дней, 28 мая, погибла еще группа партизан. У меня возник вопрос: как такое может быть? Немцы проводят карательную операцию, окружили всех, а погибшие проходят по разным датам. А выяснилось, что вслед за «Пестрым дятлом» шла массовая операция «Баклан», и основная масса партизан оказались в немецкой блокаде возле озера Палик. Спасло их только начало операции «Багратион». Поисковая работа состояла из нескольких этапов. Изначально не сходились факты. В отчетах немцев указано, что погибло 10 человек. Следствие привело к братской могиле в Наче. Там в списке – пять неизвестных. Только тогда пазлы стали складываться. Но для этого пришлось изучить всех захороненных в братской могиле, определить пятерых неизвестных. Как оказалось, трое из них и есть недостающие погибшие возле Радицы.
Сергей Викторович признался, что по завершении работы над проектом чувствует, что выложился по полной, но при этом испытывает огромное удовольствие.
– Мне невероятно интересно это занятие, – говорит он. – Могу ночи напролет сидеть, сопоставлять даты, анализировать факты. Да и чувствую определенный долг. У меня ведь тоже дед пропал без вести под Минском. Поиск его следов мне еще тоже предстоит выяснить.