Первый вопрос, который рассматривали участники круглого стола: «В чем же дело, каковы предпосылки для такого поведения подростков?» Ответил на него врач психиатр-нарколог Крупской ЦРБ Юрий Давидовский.
– Существуют причины, которые связаны с биологическими процессами и вызваны, к примеру, нехваткой гормона серотонина (гормон счастья), низкой концентрацией холестерина, высоким уровнем картизола (гормон стресса), – говорил он. – Есть психологические причины поведения, такие как расстройство адаптации. Возникает стрессовая ситуация, а в результате того, что ребенок обладает импульсивностью и не может контролировать свои эмоции в этот момент, он совершает такой поступок. У подростков часто происходит расстройство эмоций поведения, регулярно происходят перепады настроения. Очень часто поведение зависит от типа темперамента, от того, как ведут себя родители, ведь ребенок наблюдает и копирует. Зачастую дети повторяют определенную модель поведения, информация о которой, благодаря развитию технологий (интернет, социальные сети), моментально распространяется.
А вот о том, как организовать профилактическую помощь в учреждениях образования, рассказала психолог Крупской ЦРБ Ольга Сурдова:
– Каждое учебное заведение имеет свои порядки и правила. Важно, чтобы программа профилактики была разработана специалистами индивидуально для каждой школы. Нужно уделять внимание работе с родителями, учениками по различным темам. Эти мероприятия необходимо проводить регулярно. В ряде случаев родители даже не догадываются об эмоциональном состоянии ребенка, при этом подростки делятся своими переживаниями, но не с родителями. Важно прислушиваться к ребенку, найти к нему подходы. В кризисной ситуации человек привлекает внимание, он как бы «кричит» о помощи. Зачастую в речи подростка слышны слова-сигналы: «я никогда…», «всегда…», «всегда меня будут…», «ничто», «вечно». Эти слова вместе с изменением поведения должны привлечь внимание.
Приглашенные участники семинара рассказали, как в их учреждениях образования разработана программа профилактики, а также говорили о том, как распознать суицидальное поведение у школьника. В школах регулярно проводятся специальные психологические тренинги. Каждый специалист рассматривает этот вопрос со своей точки зрения. Психологи и педагоги говорили, что должны увидеть те предпосылки, которые подросток демонстрирует своим поведением. Все сошлись во мнении, что, если вдруг все-таки признаки суицидального поведения подтвердились, нужно обращаться за помощью к узкому специалисту – психиатру или медицинскому психологу.
Подводя итоги работы «круглого стола», участники подчеркнули ответственность всех взрослых за жизнь каждого ребенка. Отметили необходимость организации системной работы по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных организациях, которая должна быть направлена на индивидуальную работу с трудными подростками и формирование здорового образа жизни, социально-психологическое и педагогическое сопровождение, организацию досуга и полезной занятости подростков.