Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, – все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас. Без крестной смерти Спасителя, без искупительной жертвы Его Евангелие потеряло бы всю силу. Крест Христов есть основание и центр, из Которого исходят светлые лучи мира, радости и надежды. То, что не носит на себе следов распятого Спасителя, что не проникнуто духом Креста и противоречит Евангельскому учению, не может называться Именем Христовым, не может принадлежать Ему и не от Бога исходит. Крест есть знак, доказательство и мера нескончаемой, бессмертной любви. Крест, изображающий пламенное, до смерти сильное желание благословить и спасти человечество, есть выражение той любви, которую Бог имеет к миру ныне.
К миру! Невольно приходит нам мысль, как ничтожна наша личная доля в этой любви, обнимающей весь мир. Что могут значить для Господа наша скорбь, наши нужды, наше отчаяние? Нет, любовь Божия совершенна. Любовь не делится, она или все, или ничто. И наша любовь, часто слепая, обманутая, слишком страстная и непостоянная, тем не менее, имеет в себе нечто божественное. И она бывает безгранична, бессмертна, бесстрашна и крепка до смерти. Для человека важнейшим благом искупительной смерти и воскресения Спасителя является дарование ему способности жить духовно – возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу. Конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда – борьбы. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом». Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест. Господь приходит на землю, ищет человека, возвращая ему утраченный рай, но не каждый хочет войти в этот рай через крест, на котором совершается таинство примирения Бога с человеком.
Мария МИЛЬКЕВИЧ.