На обучающем семинаре речь шла о том, какие изменения уже произошли в антикоррупционном законодательстве и что планируется. А также еще раз были сделаны акценты на том, что может послужить почвой для коррупционной преступности.
– Мне довольно часто приходится встречаться с людьми, совершившими коррупционные преступления, – отметил депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси по Березинскому избирательному округу № 61, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Петр Атрощенко. – Абсолютное большинство из них говорит о том, что если бы знали законодательство, то не совершили бы того, что совершили. Но, как все мы понимаем, незнание закона не освобождает от ответственности. И очень важно, что на уровне исполкома проводятся такие семинары, где можно получить ответы на все вопросы.
– Мы собрались в этом зале для того, чтобы сработать на упреждение, – подчеркнул, обращаясь к аудитории, председатель комиссии по противодействию коррупции при Крупском райисполкоме, заместитель председателя райисполкома Андрей Воробьёв. – Давайте вместе будем работать над проблемными вопросами, изучать законодательство, чтобы ваши действия не приводили к совершению преступлений. Призываю всех к ответственному отношению, и еще раз акцентирую внимание на том, что если возникает вопрос законности принятия того или иного решения, вы должны проконсультироваться со специалистами и четко знать алгоритм своих действий.
Петр Атрощенко подробно рассказал присутствующим о том, какая работа ведется сейчас над изменениями в законодательстве.
– Кое-что из проекта я уже видел, там предлагается много новшеств, над которыми мы много рассуждаем, – отметил он. – В первую очередь предполагается четко определить, что такое сувенир, уточнить термины «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности», «протокольное мероприятие». По поводу тех же сувениров, подаренная коробка конфет – это взятка или сувенир? Необходимо разделить эти понятия. Понятно, что если врач, используя свое служебное положение, выписывает пациенту больничный и получает подарок – он становится фигурантом уголовного дела. А подарки на День рождения? Поэтому должно быть четко прописано, в каком случае это сувенир или знак благодарности, а в каком – взятка.
Высказал депутат свое мнение и по поводу законодательных норм для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве, которые предусматривают ограничения в отношении совместной работы. Известно, что законодательно установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации или обособленном подразделении на должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера и его заместителей, а также кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
– С этим я не согласен. К примеру, недавно был такой случай в одном из районов Минской области. На одно и то же предприятие после окончания вуза приехала работать молодая семья. Позже он стал руководителем, а она по должности должна была стать одним из заместителей… Парадокс? Или еще пример: семья педагогов приезжает в сельскую школу, со временем муж вырастает до директора, и супруга обладает всеми качествами, чтобы стать его заместителем, однако запрещено. Считаю, что эту норму надо пересматривать.
В числе других новаций, которые назвал Петр Атрощенко, – введение административной ответственности юридических лиц за взятки. К примеру, организация, «взрастившая» коррупционера, в двойном размере от суммы взятки заплатит административный штраф.
– Это правильно или нет? – задал вопрос присутствующим депутат. – Хотелось бы узнать ваше мнение по этому и другим вопросам. Я предлагаю всем присутствующим высказаться, а затем мы систематизируем все предложения. Когда я начинал свою депутатскую деятельность, то не думал, что такое количество избирателей будет обращаться с законодательными инициативами. Сейчас это есть и сегодня каждый из вас может внести свою лепту в законодательство.
Всего, как рассказал Петр Атрощенко, около двух десятков изменений предлагается внести в законодательство.
– Среди основных причин и условий коррупции – бесхозяйственность, отсутствие контроля, не всегда грамотная работа управленческих кадров, формальная работа антикоррупционных комиссий и так далее, – продолжил он. – Поэтому необходимо уделять особое внимание компетентности, в первую очередь, руководящих кадров в плане антикоррупционного законодательства. К тому же, оно не статично, постоянно развивается и требует от руководителей актуальных знаний.
В продолжение темы прокурор Крупского района Дмитрий Макаревич подробно остановился на нововведениях в законодательство о государственных закупках. Он говорил о том, как правильно должна создаваться и работать в организации комиссия о госзакупках, как составляется годовой план, как правильно работать с документацией.
– Практика показывает, что основные проблемы возникают от незнания законодательства, как проводить процедуру закупок, – обратил внимание прокурор района. – А незнание этих вопросов является нарушением антикоррупционного законодательства и влечет уголовную ответственность.
Необходимо знать закон и четко работать в соответствии с его нормами.
Первый заместитель начальника Крупского РОВД Дмитрий Мельник на конкретных примерах рассказал участникам семинара, чем чреваты коррупционные преступления, как работают сотрудники правоохранительных органов по их выявлению, обратив внимание на неизбежность и суровость наказания.
Начальник управления Следственного комитета Республики Беларусь по Минской области Павел Игнатов призвал руководителей быть примером законопослушного поведения для своих сотрудников.
– Всегда поступайте по закону и по совести, – заключил он.
Практика проведения обучающих семинаров по изучению антикоррупционного законодательства будет продолжена.