Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 5,5 тыс. км. В 2019 году железнодорожным транспортом перевезено 79,7 млн пассажиров, а также около 145,5 млн тонн грузов. В 2019 году дорогой приобретено 3 дизель-поезда, 2081 грузовой и 30 пассажирских вагонов.
Судоходство осуществляется по внутренним водным путям на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугском и Микашевичском каналах. Общая протяженность внутренних водных путей составляет 2067,4 км. Зарегистрировано 835 судов, в том числе 28 пассажирских. За прошлый год водным транспортом перевезено 200 тыс. пассажиров, а также около 2,24 млн тонн грузов.
Воздушный транспорт. В стране действует 6 международных аэропортов, 9 сертифицированных аэродромов. Зарегистрировано более 300 воздушных судов. В 2019 году перевезено более 4 млн пассажиров, а также около 28,2 тыс. тонн грузов. Количество регулярных рейсов за 2019 год по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 13,1%, чартерных рейсов – на 27,2%.
Автомобильный транспорт. В 2019 году автомобильным транспортом перевезено 161,7 млн тонн грузов и 1 186,5 млн пассажиров.
Под влиянием изменчивости мировых котировок цены на моторное топливо в соседних европейских странах были скорректированы на 2–7%. Индексировались и белорусские цены на моторное топливо, но они остаются на 30–40% ниже, чем на сопредельных европейских и украинском рынках. Таким образом, реализуемая концерном стратегия ценообразования обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей.
Белорусские НПЗ системно повышают эффективность и снижают затраты на производство за счет модернизации и реконструкции за 2019 год оценивается в 60 млн долл. США.
За 2019 год цены на моторное топливо в республике в среднем были увеличены на 13%, в то время как мировая котировка нефти за указанный период выросла на 17%.
В целях обеспечения стабильной работы белорусской нефтеперерабатывающей отрасли концерн «Белнефтехим» продолжает принятую стратегию поэтапного изменения цен на моторное топливо, которая пока остается самым оптимальным вариантом для соблюдения соотношения цены и качества продукции белорусской нефтепереработки и для защиты интересов автовладельцев.
Услуги городского пассажирского транспорта общего пользования являются социально значимыми, и тарифы на эти услуги подлежат государственному ценовому регулированию. При этом часть затрат на оказание этих услуг субсидируется транспортным организациям из бюджета.
В целях повышения окупаемости перевозок пассажиров и сокращения бюджетного финансирования в 2016–2019 годах поэтапно повышались тарифы на городские перевозки пассажиров и пригородные автомобильные перевозки пассажиров.
Планируется, что в 2020 году уровень возмещения населением затрат городским автомобильным транспортом составит не менее 80%, в том числе в областях – не менее 90% и г.Минске – не менее 70%, а пригородным автомобильным транспортом – не менее 65%. Необходимо отметить, что достижение в 2020 году запланированного уровня возмещения возможно не только за счет повышения тарифов, но и принятия мер по оптимизации затрат.
Подготовлен и утвержден Советом Министров Республики Беларусь Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Предусматриваются проработка во взаимодействии с бизнес-сообществом вопроса введения лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе при перевозках автомобилями-такси; об установлении обязанности по использованию тахографов при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров.
Международные автомобильные перевозки выполняются в соответствии с разрешениями на проезд по территории иностранных государств. Они заключены между Беларусью и 46 государствами. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», грузоперевозчики обеспечивают 98% валютных поступлений в объеме экспорта услуг автомобильного транспорта.
По состоянию на 1 января 2019 г. в Беларуси протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляла 86 967 км (в том числе республиканских дорог – 15 929 км, местных дорог – 71 038 км). Практически все республиканские автомобильные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Территорию страны пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXВ.
Особое внимание уделяется состоянию дорожного покрытия, улучшению качественных показателей автомобильных дорог общего пользования. В марте 2019 г. принята новая редакция Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017–2020 годы. Предусмотрены реконструкция и возведение 415,9 км республиканских автомобильных дорог; модернизация не менее 555,9 км республиканских автодорог с целью повысить несущую способность их дорожного покрытия до 11,5 т на ось; увеличение скоростного режима на протяжении не менее 1 617 км дорог республиканского значения; ремонт и реконструкция не менее 7 тыс. км местных автодорог, в том числе выполнение текущего ремонта 6 384,7 км таких дорог, капитального ремонта 581,3 км дорог, реконструкции и строительства 34 км дорог.
Финансирование Государственной программы оценивается более чем в 5 млрд 410 млн рублей, из которых на республиканские дороги приходится чуть более 4 млрд рублей, на местные – свыше 1,4 млрд.
В Беларуси функционирует национальная электронная система взимания платы за проезд по республиканским автомобильным дорогам. Средства, вырученные за пользование платными дорогами, направляются в республиканский дорожный фонд. Согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2020 год, дорожный фонд в текущем году определен в размере 616 млн 370 тыс. бел. руб., из них около 44% (или 268 млн 900 тыс. бел. руб.) – поступления за проезд транспортными средствами по платным автомобильным дорогам.
Значительная часть средств из дорожного фонда расходуется на содержание, текущий ремонт, строительство и реконструкцию, а также капитальный ремонт автомобильных дорог.
В Беларуси реализуется подпрограмма 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь». Все аспекты развития местной транспортной сети входят в зону ответственности соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов власти.
В настоящее время местные автомобильные дороги финансируются в основном из двух источников: средства местных бюджетов и средства из республиканского бюджета от сбора пошлины за допуск к участию в дорожном движении. При этом следует отметить, что после введения пошлины объем средств, направляемых местными бюджетами на дорожное хозяйство, значительно сократился.
Правительством подготовлен проект Указа, которым предусмотрены корректировки действующего механизма. В частности, государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении планируется «отвязать» от прохождения технического осмотра транспортных средств и взимать в виде платы за участие транспортных средств в дорожном движении. Предполагается, что плата будет вноситься по заявительному принципу исходя из планируемого периода участия транспортного средства в дорожном движении (месяц, квартал, полгода, год и т.д.) до начала его участия в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором транспортное средство участвовало в дорожном движении. Ставки, которые предусмотрены в настоящее время при уплате госпошлины, останутся прежними.
Для граждан, круглогодично использующих транспортные средства, будет установлен понижающий коэффициент 0,8 (при единовременном внесении платы за 12 и более месяцев подряд), то есть налоговая нагрузка снижается на 20%. За участие транспортного средства в дорожном движении без внесения платы будет взиматься плата в двойном размере.
Однако такое решение задачи имеет и спорные моменты. Поэтому не снимается с рассмотрения предложение о том, чтобы отменить уплату государственной пошлины и включить в цену топлива дополнительный налог в размере 7–8 копеек на литр.
«Наличие развитой транспортной инфраструктуры – очень важный элемент равномерного развития регионов Беларуси», – отметил Глава государства. Более того, ее развитие ведется не только в интересах Беларуси, но играет большую роль в международном плане.
Подготовлено по материалам Академии управления при Президенте Республики Беларусь.