– Среди наших граждан уже начинает появляться некоторое беспокойство из-за того, что текст новой Конституции до сих пор не опубликован. Вы, наверное, знаете по какой причине?
– Мы тоже ждем опубликования текста. На последнем совещании Конституционной комиссии некоторые коллеги вновь начали задавать вопросы, которые мы, казалось бы, уже прошли. Президент подходит к этому очень серьезно, и это понятно: мы пишем не роман, а Основной закон, поэтому к каждой букве надо относиться весьма ответственно. Поэтому он сказал, что раз в собратьях согласия нет, то давайте еще поработайте над текстом.
– У оппозиционно настроенной части общества бытует мнение, что конституционная реформа стала реакцией властей на попытку мятежа после президентских выборов 2020 года.
– Да, наши оппоненты апеллируют к тому, что наше государство якобы замыслило изменения в Конституцию для того, чтобы отвлечь народ от деструктивной протестной активности в прошлом году и вовлечь в диалог по Конституции. И таким образом власть пытается увести вопрос в плоскость некоего обсуждения, которое якобы ни к чему не приведет. Это все неправда.
Безусловно, мы, конституционная комиссия, в нашей работе приветствуем, чтобы учитывались разные точки зрения, и люди, инакомыслящие в том числе, тоже участвовали в эволюции Конституции и предлагали свои идеи. Чтобы их стремление к переменам было легализовано в конституционно-правовом поле. Но на самом деле все это делается не ради них и не для них. Вопрос о конституционных изменениях Глава государства поставил еще в 2017 году.
– Что именно тогда было сделано в этом отношении?
– В то время Президент дал первые поручения по подготовке потенциальных изменений в Основной Закон. Затем эта тема широко обсуждалась 1 марта 2019 года во время «Большого разговора» с Президентом. Тогда Александр Лукашенко обозначил, что́ конкретно будет меняться. Планировалось разгрузить институт президентской власти, увеличить полномочия законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Тогда же было сообщено, что из специалистов конституционного суда сформирована группа, которая занимается подготовкой изменений в Конституцию. И тогда же было обозначено, что не в 2019 и не в 2020 году мы будем говорить об изменениях в Конституцию: в этот период у нас будет проходить электоральная кампания. А мы только где-то через несколько лет выйдем на эти процессы.
Лукашенко свое слово сдержал, и 16 марта 2021 года была сформирована Конституционная комиссия. Поэтому, конечно же, это фейк, что власть меняет Конституцию в угоду несогласным для того, чтобы как-то задушить протест.
– А зачем все-таки нам менять Конституцию?
– Многие, особенно наши сторонники, часто задают нам этот вопрос. Ведь вроде бы и действующая Конституция в принципе вполне отвечает потребностям государственного развития. У нас еще не все конституционные положения воплотились в жизнь. Например, норма о локальном референдуме – весьма прогрессивная на мой взгляд, – она никогда не применялась в истории суверенной Беларуси.
Вместе с тем, изменение Конституции – это общемировая тенденция. Основной закон и любой нормативно-правовой акт не статичный документ. Его надо адаптировать в соответствии с веяниями времени. Ведь возникают новые вызовы и угрозы, новые правоотношения. К примеру, пандемия породила совершенно новые экономические отношения, отношения в области прав человека. Нас это меньше касается, но давайте посмотрим, что происходит на Западе. Как сочетаются эти локдауны, развитие средств слежения за поведением людей, запреты на посещение общественных мест с правами человека? Вся международная договорно-правовая база в этой области должна либо подвергаться существенной ревизии, либо мы просто-напросто говорим, что эти инструменты не работают. В моем понимании они не работают и достаточно давно.
– О каких веяниях времени, которые нам нужно учитывать, вы говорите?
– Например, те гибридные виды внешней агрессии, с которыми мы столкнулись. В том числе исторический ревизионизм, когда пытаются пересмотреть наши ценности, все то, что для нас свято, угрозы семье. Это реальность в Беларуси. В 2019 году МВД было вынуждено публично указать посольству Великобритании, чтобы они прекратили на территории нашей страны финансировать разного рода организации, пропагандирующие однополые сексуальные отношения. Сейчас многие эти структуры закрыты по решению суда, но вместе с тем мы знаем о том, что такие программы существуют. Поэтому мы должны защищать и традиционные семейные ценности на уровне Конституции, и историческую правду.
Также необходимо дальше двигаться в развитии народовластия, социального государства, обеспечения суверенного развития, преемственности власти, курсов развития Республики Беларусь. Именно с этой целью мы меняем Конституцию нашей страны. Не переписываем заново, а на том фундаменте конституционного государства, который существует, мы адаптируем Основной закон к меняющейся реальности, отвечаем на вызовы и угрозы и создаем предпосылки для дальнейшего развития.
– Действующая Конституция была принята в 1994 году, затем трижды в нее вносились изменения. Не слишком ли часто мы меняем Основной закон?
– В западных странах это происходит гораздо чаще. Но еще более важным, чем опыт западных стран, является опыт государств, которые нам близки – это государства постсоветского пространства. В России конституция менялась 5 раз, в Казахстане – 4, Узбекистане – 9, Грузии – 33 раза.
Так что мы движемся в русле международных тенденций. Государства вокруг нас часто адаптируют свои конституции под современную обстановку.
– Кому поручено вести эту ответственную работу по изменению Основного закона?
– 16 марта 2021 года Указом Президента была сформирована Конституционная комиссия в составе 36 человек. В нее вошли разные люди: от высоких государственных чиновников, таких как Владимир Андрейченко, Наталья Кочанова, до общественных деятелей, таких как Алексей Талай. Глава государства в своем Указе постарался учесть все спектры мнений, все социальные категории – они представлены в Конституционной комиссии. И, может быть, именно поэтому у нас в комиссии довольно много споров вокруг Основного закона, а работа вовсе не выстроена по принципу поприсутствовали, проголосовали единогласно и ушли.
Первую версию проекта Конституции мы сдавали в начале августа, и 28 из 36 членов Конституционной комиссии написали замечания и предложения по данному проекту. Это значит, что дискуссия есть, и это хорошо. Мы готовим основу, фундамент для будущего суверенного развития Беларуси.
– Если обобщить, то каков итог работы Комиссии над проектом новой Конституции?
– Были подвергнуты ревизии 77 статей, введено 11 новых статей, 2 статьи исключены. Написана одна новая глава и полностью обновлен раздел о заключительных и переходных положениях. Возможно, будут еще какие-то изменения к моменту, когда будет опубликован текст.
– А каково содержание этих изменений?
– Во-первых, вводится понятие суверенитета в преамбулу Основного закона. Во-вторых, государство на уровне Конституции закрепляет сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Еще один важный момент, который я считаю необходимым закрепить в Конституции, -‑ это проявление патриотизма как долга каждого гражданина.
И в-четвертых, по просьбе церкви – и православной, и католический – мы закрепляем брак как союз между мужчиной и женщиной. Также закрепляем, что семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства и государство берет на себя обязательство оказывать поддержку семьям с детьми. Не только многодетным, а семьям с детьми вообще.
– Почему возникла необходимость определения брака в Конституции и закрепления положений о защите семьи?
– Сейчас прямой угрозы семье в Беларуси нет. Но мы видим наступление на институт семьи в Европе. Во многих странах ЕС не только однополые союзы являются одной из легальных форм семьи, но уже детей берут на воспитании такие пары. В нашем мировоззрении это неестественно, и мы не желаем, чтобы здесь продвигались такого рода нормы. И если вдруг в будущем каким-то обманным путем – а это бывает в истории – в Беларуси к власти придут политики, которые в угоду Западу или каким-то другим субъектам решат это пересмотреть, то по крайней мере им придется менять Конституцию через референдум.
– Сохранится ли социальная направленность белорусского государства?
– Безусловно. Она не подвергается сомнению. Право на бесплатную медицину, образование – все это сохраняется. Вместе с тем, по просьбе наших коллег медиков мы ввели норму о том, что граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья. Почему? Потому что львиная доля вызовов скорой медицинской помощи и пациентов, которые попадают в реанимацию, приходится на людей, активно наносящих вред своему здоровью, – злоупотребляют спиртными напитками.
– Можно ли сейчас предположить, какие последствия это может иметь для пьющих граждан?
– Вероятно, потом будут приняты какие-то акты законодательства в развитие этой нормы. Но если будут попытки взыскания денежных средств с подобных лиц, я боюсь, что все может пойти по образцу 18 Декрета: взыскивать по нему деньги довольно сложно. Вместе с тем, врачи будут настаивать на этой норме, и мы посчитали возможным пойти им навстречу.
– Если ли еще новшества, относящиеся к социальной сфере?
– Мы предложили отдельную норму по инвалидам. Ее не было в предыдущей редакции Конституции. Инвалиды – это десятки и сотни тысяч людей в нашем обществе. А признаком любого цивилизованного государства является создание социально-бытовых условий для их полноценной жизни, чтобы они не чувствовали себя обделенными, людьми с ограниченными возможностями. Мы здесь уже многое сделали и будем действовать дальше в этом направлении и поэтому предлагаем закрепить внимание к инвалидам в Конституции нашего государства.
– Какие изменения нас ждут в области партийного строительства и выборов?
– Мы намерены закрепить запрет на получение иностранного финансирования на ведение электоральной кампании в нашей стране. Ведь политики, получающие деньги на свою политическую деятельность из-за границы – по сути, это материальное вознаграждение – являются иностранными агентами. Потому что, что есть политика? Борьба за власть. То есть они борются за власть в нашей стране в интересах третьих стран.
У нас, в «последней диктатуре», как говорят на Западе, на протяжении многих лет больше половины от 15 зарегистрированных политических партий получали финансирование из-за рубежа. Устойчиво. Сначала возили из Вильнюса деньги в чемоданах. Время от времени их там задерживали, забирали довольно крупные суммы. Потом они освоили цифровые технологии, начали получать деньги на электронные кошельки, биткоины и т.д. Все это мы видели в прошлом году.
Помимо прочего, закрепляется право на создание политических партий, право выдвижения кандидатов в депутаты политическими партиями, а также трудовыми коллективами и гражданами. Важный момент с точки зрения экономии бюджетных средств и демократизации – это выборы депутатов всех уровней в единый день голосования.
– Многих интересует институт президентства. Что-то в нем меняется?
– Мы предлагаем установить требования к Президенту: гражданин РБ по рождению, не моложе 40 лет, не менее 20 лет он должен проживать на территории Республики Беларусь непосредственно перед выборами. Он должен не иметь гражданства, вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и иные преимущества. Понятно, что во многом речь идет о так называемой карте поляка.
Вводится очень демократичная норма о том, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков. Не подряд, а вообще. Люди, которые считают, что сменяемость власти крайне важна для развития страны, получают пас со стороны государства.
Исключается норма об издании Президентом декретов. Но при этом Глава государства издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения. Кроме того, Президент имеет право отменять акты Правительства и областных органов власти.
В целом Беларусь остается президентской республикой, но президентские полномочия все же несколько разгружаются.
Надежда САБЛИНА, "Мінская праўда".