С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование. Это система установленных государством отношений, которые заключаются:
- в уплате работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее – особые условия труда);
- в формировании денежных средств за счет уплаченных взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения;
- в использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.
Законодательством о профессиональном пенсионном страховании определено 15 категорий работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию.
Тарифы взносов дифференцированы по категориям работников в пределах от 4 до 9 процентов (Закон Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).
Уплаченные работодателями взносы на профессиональное пенсионное страхование, а также доходы от их размещения накапливаются на профессиональной части индивидуальных лицевых счетов работников, занятых в особых условиях труда. В последующем они используются для назначения и выплаты профессиональных пенсий (досрочных или дополнительных) или для компенсации расходов на выплату трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовых пенсий за выслугу лет.
Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 441) предоставлены дополнительные компенсации за работу с особыми условиями труда. Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет [1] (или у которых его не имеется), предоставлено право выбрать ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. В этом случае взносы на профессиональное пенсионное страхование не уплачиваются, право на профессиональную пенсию не формируется, работник получает дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем.
С 1 октября 2022 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ № 367). Согласно Указу № 367 работникам предлагается механизм, который позволит получать больший доход при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть кроме трудовой пенсии они будут получать дополнительную накопительную пенсию. Указом № 367 работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, предоставлено право на участие в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии.
Работник, желающий участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии, будет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию за счет собственных средств. Размер этого взноса (в процентах от фактической заработной платы) он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника – 10%.
Если работник примет решение участвовать в данной государственной программе страхования, то к этому подключится и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%, (максимальный предельный тариф для работодателя).
Дополнительное накопительное пенсионное страхование осуществляется Государственным предприятием «Стравита».
Следует отметить, что работники, занятые в особых условиях труда, которые приняли решение получать ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования, воспользовавшись нормами Указа № 367, могут получать больший доход при достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет установленной им работодателем доплаты. Выбор доплаты по Указу № 441 дает возможность работникам направить часть полученных денежных средств (или все полученные средства) для участия в новом виде страхования.
Рассмотрим ситуации в примерах:
- Учителю школы (гимназии) или врачу общей практики поликлиники установлена ежемесячная доплата к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования в размере 4%. Если он изъявит желание участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии, и выберет размер взноса 2%, то с учетом взноса, который обязан будет уплачивать работодатель (ещё 2%), ежемесячно на дополнительную накопительную пенсию будет перечисляться 4% от фактической заработной платы (2% за счет средств работника и 2% за счет средств работодателя). В этом случае от установленной доплаты к заработной плате по Указу № 441 останется ещё 2%, которые работник будет получать ежемесячно.
- Если учитель или врач общей практики, которому установлена ежемесячная доплата к заработной плате по Указу № 441 в размере 4%, выберет размер взноса для участия в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии также 4%, то с учетом взноса, который обязан будет уплачивать работодатель (ещё 3%), ежемесячно на дополнительную накопительную пенсию будет перечисляться 7% от фактической заработной платы (4% за счет средств работника и 3% за счет средств работодателя). В этом случае для работника не будет дополнительного текущего дохода, а сформируется только дополнительная накопительная пенсия, которая начнет выплачиваться по достижении общеустановленного пенсионного возраста.
Гражданам предоставлена возможность повышения своего материального обеспечения по достижении общеустановленного пенсионного возраста.
[1] В соответствии со ст. 12, 13, 15, 47-49, 492 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении».
Крупский районный отдел Минского областного управления ФСЗН.