Показатель обеспеченности практикующими врачами на 10 тыс. населения в Республике Беларусь в 2017 году составил 42,2, что выше, чем в странах ЕС (33,4) и странах СНГ (38,1).
По числу амбулаторных посещений на человека в год в 2017 году Республика Беларусь занимает лидирующую позицию – 11,6 посещения. Данный показатель составлял в Латвии 5,9, в Литве – 8,7, в Казахстане – 6,1. Средняя продолжительность пребывания в стационаре в Республике Беларусь в 2017 году составила 10,4 дня, что сопоставимо со странами ЕС (10,6) и выше чем в странах СНГ (8,2).
Отличительной чертой белорусского здравоохранения являются гарантии получения установленного объема бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения всем слоям населения. В стране внедрены 6 социальных стандартов в области здравоохранения, все они выполняются: норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя (расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя постепенно растут и в 2018 году достигли 501,1 рубля по республике в целом); норматив обеспеченности врачами первичного звена (врач общей практики, участковый терапевт и педиатр суммарно – 1 врач на 1,3 тыс. жителей); норматив обеспеченности больничными койками (9 коек на 1 тыс. жителей областей, 8 коек на 1 тыс. жителей г. Минска); норматив обеспеченности аптеками (1 аптека на 8 тыс. жителей); норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи (одна бригада скорой медицинской помощи на 12 тыс. жителей областей и на 12,5 тыс. жителей г. Минска); норматив обеспеченности автотранспортом (все амбулатории, участковые больницы и больницы сестринского ухода в достаточном количестве обеспечены автотранспортом).
Подготовку кадров с высшим медицинским образованием обеспечивают 4 медицинских университета и Белорусская академия последипломного образования. В 2017 году выпуск специалистов с высшим медицинским образованием составил 3536 человек (в 2013 году – 3098 человек).
Подготовка кадров со средним медицинским образованием проводится в 16 колледжах. Общее число выпускников медицинских колледжей в 2017 году составило 5574 человека (в 2013 году – 3655 человек).
В 2018 году заявленная организациями здравоохранения потребность во врачах специалистах – 2911 чел., со средним медицинским образованием – 4247 чел. В текущем году потребность в медицинских кадрах будет максимально удовлетворена.
Медицинскую помощь населению оказывают в 619 больничных и 1414 амбулаторно-поликлинических организациях, на 133 станциях скорой медицинской помощи.
Ежегодно отмечается значительное повышение доступности и своевременности оказания высокотехнологичной помощи пациентам. Создана сеть из 13 республиканских научно-практических центров, обладающих мощной материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами, владеющими новейшими достижениями мировой медицинской науки. Во всех областных больницах выполняются диагностические коронарографии (наиболее достоверный метод диагностики ишемической болезни сердца), операции по имплантации электрокардиостимуляторов, стентированию артерий и другие.
Широко внедряются высокотехнологичные методы лечения в области кардиологии, неврологии и нейрохирургии, травматологии, трансплантологии.
В стране продолжаются реконструкция и строительство объектов здравоохранения. В 2017 году за счет республиканских средств завершена реконструкция здания терапевтического корпуса городской больницы № 1 им.Н.А.Семашко в г. Орше; за счет средств местных бюджетов и других источников завершены реконструкция и строительство 12 объектов здравоохранения (всего в прошлом году велось строительство на 50 объектах здравоохранения). Сумма закупки отечественных предметов медицинской техники составила 102,4 млн рублей. Ежегодно проводятся закупки дорогостоящего отечественного и зарубежного медицинского оборудования за счет средств республиканского бюджета. В первую очередь речь идет о востребованных томографах. В 2018 году основной объем закупок медицинской техники за счет средств республиканского бюджета составляет оборудование для оснащения вводимых объектов здравоохранения.
Одновременно особое внимание уделяется поддержанию и восстановлению работоспособности высокотехнологичного дорогостоящего медицинского оборудования. В рамках законодательства прорабатываются механизмы по оптимизации проведения процедур государственной закупки запасных частей и ремкомплектов.
Уже 339 организаций здравоохранения во всех областях используют систему обращения электронных рецептов, 100 – находятся в стадии подключения. Внедрение электронного рецепта позволяет минимизировать время на его оформление, исключить подделку, дублирование, избежать ошибок, усилить контроль приобретения лекарственных средств и оптимизировать расходы на оплату льготных рецептов.
Современное диагностическое оборудование (рентгенографическое, томографическое, лабораторное, кардиографическое и др.) имеет выход информации в цифровом формате. Таким образом результаты диагностических исследований при необходимости оперативно передаются в другую организацию здравоохранения для изучения разными врачами-специалистами.
В Беларуси создана единая республиканская система телемедицинского консультирования для врачей, которая позволяет врачам больниц в сложных случаях получить консультацию от специалистов вышестоящих организаций. На этом направлении расширяется телемедицинская сеть (в первую очередь в сфере маммографических исследований, связанных с диагностикой рака молочной железы на первых стадиях).
Каждый гражданин Республики Беларусь вправе получить весь спектр качественных медицинских услуг. В целях снижения очередей в амбулаторно-поликлинических организациях улучшена работа регистратур: внедрены принцип «одно окно» и система предварительной записи на прием (лично, по телефону или в крупных городах через Интернет), установлены автоматизированные информационные системы «Справка» и «Регистратура».
Сегодня предварительная запись (в том числе в субботние дни и через Интернет) проводится повсеместно без ограничения по желаемым пациентами срокам. В последнее время запись на повторный прием осуществляется непосредственно в кабинете врача.
Для решения проблемы очередей к узкопрофильным специалистам с 2016 года в стране начата масштабная подготовка врачей общей практики, обладающих всеми необходимыми практическими навыками для оказания медицинской помощи взрослым и детям. Внедрение этой должности вызвано необходимостью рационального распределения кадровых ресурсов в здравоохранении.
В стране Республике Беларусь установлены минимальные сроки ожидания оказания медицинской помощи: экстренная помощь – в момент обращения; доступность участковых врачей – не должна превышать одного дня; доступность узких специалистов (плановые приемы) – от недели до месяца; экстренная госпитализация – незамедлительно; плановая госпитализация – строго по дате ее назначения.
Уровень здоровья населения, продолжительность и качество жизни во многом зависят от того, насколько полно удовлетворяются потребности граждан в лекарственных средствах.
В стране функционируют 3320 аптек всех форм собственности (в том числе государственных – 1813 (55%), негосударственных – 1507 (45%). В республике зарегистрировано всего около 1,5 тыс. лекарственных средств отечественного производства. При этом за последние пять лет на внутренний рынок выведено около 700 новых отечественных лекарственных средств. Цены на лекарства регулируются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Минздравом введены рекомендуемые предельные розничные цены на 1385 торговых наименований отечественных и зарубежных лекарственных средств и обеспечен контроль за их соблюдением в аптеках. Эта мера, аналогичная введению прейскурантов, дополнительно снижает и сдерживает рост цен на лекарственные средства, сокращает разброс цен в аптеках.
В аптеках обеспечен доступ населения к качественным лекарственным средствам любых ценовых категорий. Также отечественные аналоги выгодно отличаются по цене.
По итогам 2017 года доля белорусских лекарств на внутреннем рынке составила 53,7% в стоимостном выражении. Продолжается работа с зарубежными производителями лекарственных средств по увеличению количества прямых контрактов, снижению контрактных цен, совершенствованию регистрации цен на лекарственные препараты.
Платные медицинские услуги оказываются гражданам Беларуси на добровольной основе сверх гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи. Осуществляется государственное регулирование платных медицинских услуг. Важным элементом системы социальной защиты населения является добровольное медицинское страхование. Развитие рынка платной медицины (в том числе наращивание объемов экспорта таких услуг) позволяет снизить нагрузку на бюджет, а также способствует формированию оптимальной системы, сочетающей оказание бесплатных и платных медицинских услуг населению. В связи с этим в системе здравоохранения актуальным является развитие государственно-частного партнерства (к примеру, работникам многих предприятий уже оплачиваются некоторые виды диагностики или лечения в государственных организациях здравоохранения).
Еще в 2013 году в Организации Объединенных Наций констатировали достижение Беларусью Целей в области развития, сформулированных в принятой в 2000 году Декларации тысячелетия, по сокращению детской смертности, улучшению охраны материнства, борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом.
По значению показателя младенческой смертности Беларусь находится на уровне развитых стран Европы (3,69 на 1 тыс. родившихся живыми) и опережает страны СНГ (9,34 на 1 тыс. родившихся живыми). Республика Беларусь входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов. Выживаемость белорусских детей с экстремально низкой массой тела на первом году жизни составляет 81,2%. Республика Беларусь занимает 25-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран.
В рамках Программы развития ООН по индексу человеческого развития Беларусь занимает 52-е место среди 188 государств, входя в группу стран с высоким уровнем развития.
В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства Александр Лукашенко особо отметил: «Дальнейшее развитие всех звеньев здравоохранения – от ФАПа до центров – находится под особым контролем руководства страны и местных органов власти. От состояния этой сферы во многом зависит обеспечение продолжительной и активной жизни людей, залогом которой является здоровье. К 2020 году ожидаемая средняя продолжительность жизни увеличится и превысит 75 лет».
Стратегическими приоритетами в области охраны здоровья являются: совершенствование системы общественного здравоохранения с акцентом на развитие профилактического направления; совершенствование системы менеджмента на всех уровнях общественного здравоохранения, в том числе управления финансовыми и человеческими ресурсами; создание инновационной модели медицинской науки; развитие фармацевтической промышленности и совершенствование системы регулирования обращения лекарственных средств; совершенствование системы электронных коммуникаций для повышения качества лечения, уровня безопасности пациентов, экономической эффективности медицинской помощи; расширение и углубление партнерства в интересах здоровья и повышение роли Республики Беларусь в глобальном здравоохранении.
Важнейшими задачами являются профилактика неинфекционных заболеваний и снижение влияния на здоровье основных факторов риска (курение, нерациональное питание, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем). В этих целях реализуются республиканские профилактические проекты по формированию здорового образа жизни: «Здоровый город», «Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра!» (для учреждений высшего образования), «Школа – территория здоровья».
Дальнейшее развитие получат межрайонные центры для оказания медицинской помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения и сердечными заболеваниями, улучшится их материально-техническая база. Во всех регионах особое внимание будет уделяться проведению программ скрининга (массовых обследований) злокачественных новообразований, представляющих угрозу жизни в молодом возрасте (рака предстательной железы, шейки матки, молочной железы, рака кишечника).
В целях предупреждения смертности населения (особенно трудоспособного возраста) от социально-значимых заболеваний (рассеянного склероза, туберкулеза, вирусного гепатита С и ВИЧ) за счет средств бюджета будет продолжено проведение контролируемого лечения таких пациентов.
Разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся технологии и методы медицинской реабилитации с акцентом на раннюю реабилитацию.
По поручению Главы государства и в соответствии с Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы к 2020 году необходимо осуществить 100% переход от участкового врача-терапевта к врачу общей практики. Организация командной формы работы врача общей практики, его помощника и медицинской сестры в значительной степени повышает доступность и качество оказания медицинской помощи, увеличивает доверие пациентов к врачу, положительно сказывается на результатах лечения.
Реализация мер, предусмотренных утвержденной в марте 2018 г. Концепцией развития системы электронного здравоохранения на период до 2022 года, позволит перейти к ведению медицинских документов в электронном виде, решить вопросы конфиденциальности и защиты медицинской информации, поднять на качественно новую ступень преемственность в оказании медпомощи между организациями здравоохранения всех уровней, повысить оперативность принятия решений по диагностике и лечению пациентов, повысить эффективность работы медицинского персонала и эффективность системы здравоохранения в целом.
Подготовлено по материалам ИАЦ при Администрации Президента Беларуси.