Вилейщина – это не только край с красивейшей нетронутой природой, затерянными старыми деревушками в глубине лесов, бережно хранящими свои самобытные традиции, с новыми развивающимися агрогородками, перспективными дачными посёлками и современным городом, но и край, богатый на древнюю и славную историю. Большинство из исторических событий, связанных с Вилейщиной, имели далеко не местечковое значение. Многие люди, родившиеся здесь, прославили и прославляют свой край далеко за его пределами. О прошлом Вилейского района напоминают многочисленные памятники и исторические места.
Вилейка – это один из древнейших городов Западной Беларуси, удивительный своей историей и самобытностью. Здесь и сегодня на Центральной площади города размещаются бок о бок старинная церковь преподобной Марии Египетской, которая не закрывалась ни на один день на протяжении своей полуторавековой истории и сохраняющая в своих стенах древнейшие исторические документы за последние 200 лет истории города, и столетний костёл Воздвижения Святого Креста, хранящий на своих стенах выбоины от артобстрелов времён Первой мировой войны. Образ этой площади до Великой Отечественной войны дополнялся величественным Свято-Георгиевским храмом, а чуть ниже площади – уникальной трёхъярусной деревянной синагогой 19 века – зданиями, сгоревшими при освобождении города в 1944 году. В то время Вилейка была областным центром, в состав Вилейской области входило 22 района с населением более 980 тысяч человек. На протяжении веков Вилейка из маленького поселения выросла в местечко, затем уездный город со своим историческим гербом, данным Екатериной ІІ, а после в областной центр и с изменением государств – в современный уютный город суверенной Беларуси. Полное разрушение города в 1944 году вынудило перенести центр области в Молодечно, а сама Вилейка стала понемногу восстанавливаться. И сейчас Вилейка хранит память о своих героях, среди которых – Пётр Машеров, который воевал здесь и жил в послевоенное время, работая в обкоме комсомола. В Вилейском ЗАГСе хранится запись о браке будущего руководителя БССР Петра Машерова с Полиной Галановой. Несмотря на масштабные разрушения во время всех мировых войн: в Первую мировую – когда Вилейка обрела статус города-героя, а сам император Николай ІІ приехал в город поблагодарить войска за героический подвиг, совершённый на полях брани и несмотря на повергнутый в пепел город в Великую Отечественную – Вилейка все же сохранила уникальное архитектурное наследие многих столетий.
Сегодня Вилейский район входит в пятерку крупнейших районов Минской области. Его площадь составляет 2,4 тысячи кв. километров. 41% территории района занят лесами. В центральной части Вилейского района, восточнее города, размещается Вилейское водохранилище. Это самый крупный искусственный водоем Беларуси, по площади только незначительно уступающий озеру Нарочь (занимаемая им территория составляет 64,6 кв. км, наибольшая глубина 13 м, длина 27 км, длина береговой линии 137 км, объем воды 238 млн. м3). Водохранилище входит в состав Вилейско-Минской водной системы, построенной в 1968-1976 годах для обеспечения столицы Беларуси, Минска, питьевой водой. В 1998 году на главном водосбросе была пущена 1-ая очередь (правобережная) ГЭС, в 2002 году – 2-ая (левобережная) ГЭС – это в своё время была самая крупная по выработке электроэнергии в данном классе электростанция Беларуси.
Водная система, породнившая Минск с Вилейкой, позволила создать вокруг города на Вилии зону отдыха республиканского значения. Ее впечатляющей панорамой можно полюбоваться с переброшенного через водохранилище моста, в районе деревни Сосенка, по которому проложена дорога Р58 Минск – Мядель. Зимой поверхность замерзшего водоёма притягивает тысячи любителей зимнего ловы рыбы. Порой кажется, что среди тёмных пятен рыбацких палаток даже не видно белого ледяного покрывала водохранилища. Здесь же проходит и республиканский чемпионат по зимней рыбалке на леща. Хотя всё же символом Вилейского водохранилища стал судак. Этой рыбе здесь даже посвящён международный фестиваль «Уха-фест», который ежегодно проводится в День рыбака на берегу водохранилища в зоне вилейского городского пляжа. Тысячи любителей горячей ухи съезжаются сюда, чтобы продегустировать старинные рецепты «юшки», ведь испокон веков население района, жившее вдоль берегов Вилии и её крупных притоков – Сервочи, Илии, Узлянки и Нарочанки, занималось ловом рыбы, плытогонством и выживало благодаря реке. Вековые гастрономические традиции сейчас возрождаются и используются в проведении фестиваля. Вилейское водохранилище также вдохновило местных энтузиастов и краеведов на создание уникального мемориала «Памяти бывших деревень». Здесь увековечены 253 деревни, которые исчезли с карты Вилейского района за последние 80 лет, среди них и 9 крупных деревень, которые были сселены и затоплены при строительстве водохранилища.
В своё время Вилейка стала известной на весь Советский Союз благодаря строительству здесь флагмана оптической промышленности – завода «Зенит», на котором выпускали легендарные фотоаппараты «Зенит» и «Эликон» и впервые были разработаны модели со встроенными фотовспышками. В лучшие времена на заводе работало около 6 тысяч человек, благодаря «Зениту» в Вилейке выросли целые микрорайоны, возводились новые школы и детские садики, а население увеличилось с 17 до 32 тысяч человек. Сегодня ОАО "Зенит-БелОМО" не сдаёт позиций – предприятие уверенно занимает свою нишу на рынке прицельной техники, также здесь выпускаются узлы, механизмы для ОАО "БелАЗ", тормозные системы для автомобилей "МАЗ", "КАМАЗ" и "Урал", весоизмерительная техника.
Уникальность Вилейки и в том, что здесь сохранились промышленные предприятия, построенные ещё в начале минувшего столетия. Так, например, с первым лесопильным производством связано строительство в городе и величественного Крестовоздвиженского костёла. Инициатором его строительства являлся Александр Любанский, который владел имением в Вилейском районе и Лошицкой усадьбой, сейчас размещающейся в черте Минска. Александр Любанский в 1905 году построил в Вилейке первое промышленное предприятие, которое действует по сегодня – бывший лесопильный завод, а сейчас ОАО «Стройдетали», выпускает огромную по разнообразию линейку дверей, а также востребованные в Европе садовые домики, ряд других изделий под торговой маркой «ViLario».
Как и любой уездный город в прошлом, Вилейка имеет свой исторический герб, которому больше двух столетий. На гербе изображена река и плывущее по ней судно, что свидетельствует о развитии судоходства на Вилии, которая протекает через территорию двух государств – Беларуси и Литвы – и несёт свои воды в Нёман, а оттуда – в Балтику. Старинные улочки исторического центра Вилейки сохранили до наших дней сложившуюся в 19 веке планировочную структуру застройки города с прямоугольными кварталами. Идя по ровным и уютным старинным кварталам города, то и дело наталкиваешься на уникальную еврейскую застройку более чем столетней давности, величественные здания периода Российской империи, модерновую архитектуру польского периода и более скромную застройку начала 1940-х годов областного назначения. Сохранилось в Вилейке и первое каменное здание, возвышающееся на самом высоком месте города – вилейская тюрьма 1857 года постройки, здание казначейства конца 19 века, клуб-казино для польских офицеров, польское здание, в котором размещался с конца 1939 года областной театр на 300 мест, здание железнодорожного вокзала и пожарной охраны 1905-1906 годов постройки. Традиции сохранения колорита города продолжались и в послевоенное время – заботливое благоустройство улиц и хорошее озеленение в советское время создали в Вилейке своеобразный камерный интерьер небольшого уютного городка.
На территории Вилейского района сохранились уникальные культовые здания деревянного и каменного зодчества 17-18 веков, старинные парки и усадьбы, которые были резиденциями представителей знатных фамилий, среди которых и всемирно известный композитор Михал Клеофас Огинский. Многие приезжают в Вилейский район специально, чтобы увидеть уникальные объекты усадебно-паркового искусства шляхетских имений, сохранившихся начиная с 16 века. К сожалению, время разрушило большинство величественных дворцов и более скромных классических особняков. Но до наших дней сохранились образцы сакральной и промышленной архитектуры бывших имений: семейные усыпальницы и часовни, паровые и водяные мельницы, винокуренные заводы, крахмальни, молочни и многое другое. Даже сейчас насчитывается более 14 крупных остатков усадебно-парковых ансамблей. В одном из них, в имении пана Богдановича в Ободовцах, в конце 1970-х годов первоначально планировалось создать знаменитый сейчас музей «Дудутки». Один из самых известных вилейчан Борис Цитович – член Союза художников, кавалер ордена Франциска Скарины, лауреат премии «За духовное возрождение», создатель единственного в стране музея Первой мировой войны – в то время вместе со своим другом Евгением Будиносом воплощали идею создания музейного комплекса старинных ремёсел и быта. Сохранившаяся на то время шляхетская усадьба в Ободовцах с монументальным броваром, каретней, кузней, молочней, каскадом искусственных прудов, огромной польской казармой и другими постройками подходила идеально для размещения и отеля будущего музея, ремесленных и других зданий. Но, увы, эту идею воплотили в другом месте.
Не каждый район может похвастаться уникальными примерами народного деревянного зодчества 18 века. В Вилейском районе сохранились в первозданном виде деревянные церкви 1756 и 1771 годов постройки. Деревянный храм в деревне Костыки в честь 40 мучеников Севастийских является примером традиционного народного зодчества, многие культовые предметы и иконы этого храма хранятся в музее Древнебелорусской культуры Национальной академии наук и в Национальном историческом музее. Церковь 1771 года постройки в деревне Латыголь сохранила образ величественных храмов трёхсотлетней давности, а в дошедшей до нас летописи церкви есть упоминание о пребывании в стенах храма французских войск армии Наполеона. Ведь не зря десятки деревень района передают из поколения в поколения легенды о затопленной золотой карете Наполеона. Древнейшими каменными сакральными зданиями Вилейского района являются костёл иезуитов в деревне Костеневичи, построенный в 1763 году, а также уникальные въездные каплицы в имении Ганута рода Огинских в деревне Ручица, возведенные в 1765-х годах итальянским архитектором в стиле барокко с элементами рококо. Деревянные резные фигуры середины 18 века, установленные внутри каплиц, сейчас хранятся в Национальном художественном музее Литвы. Сохранился на территории района и величественный долгиновский костёл Святого Станислава 1853 года постройки, по преданию, возведенный на «золотую табакерку Томаша Зана». Не перечесть архитектурных достопримечательностей Вилейского района.
Бережно сохраняется на Вилейщине и нематериальное культурное наследие: традиция колядных гуляний молодёжи в деревнях Старинки и Стайки под названием «Пячы ката», которая в своем первозданном образе сохранялась деревенской молодёжью до конца 1970-х годов, а сейчас возрождается; традиция создания на кроснах женщинами деревни за одну ночь полотна на выгон скота на пастбище в праздник Юрья в деревне Стахи; уникальный комплекс поминальных обрядов на осенние «Дзяды» и традиции голошений в деревне Рабунь; традиция создания крученных поясов и перебираных покрывал в деревне Талуть; традиции свадебной обрядности деревень Ижского, Кривосельского сельсоветов, деревни Цинцевичи, родины художественного руководителя и главного дирижера Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народного артиста Беларуси Михаила Козинца и автора мозаик Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, академика живописи Никодима Силивановича.
Уникальность району придают и загадочные культовые камни с рукотворными ямками. Их, выявленных на сегодня в Вилейском районе, насчитывается около двух десятков. Старинными легендами овеяны и валуны, что разбросаны по деревням района последним ледником. На Вилейщине на протяжении нескольких тысячелетий сохранялся уникальный каменный идол времен язычества – двухметровая фигура женского божества. Сейчас он выставлен в здании Института геологии Национальной академии наук. Это фигура женщины с распростертыми руками и расположенным на уровне живота образом ребёнка, на обратной стороне идола высечены древние знаки. По предположениям исследователей – это образ древней богини прородительницы, либо богини Мары. Сохранился на Вилейщине и самый большой валун района – вес его части на поверхности около 90 тонн. По преданию, это превращённый за большой грех в камень вместе со своим домом портной – он шил в Пасху, когда все молились в храме. Сохранился здесь и уникальный «Борисов камень», который служил пограничным знаком в 12 веке на землях князя Бориса. Этот валун имеет название «Воротишин крест» – из-за нанесенной надписи и высеченного креста. Вилейщина хранит не одну загадку, но самой интригующей является тайна комплекса камней возле д. Стебераки. Многие учёные сходятся во мнении, что это древнейшая обсерватория, которая была создана древними людьми около 7,5 тысяч лет тому назад – это белорусский Стоунхендж. Комплекс представляет собой пять стоящих вертикально камней с изображениями различных символов и рог-ритонов. Сохранилось народное название комплекса – «Каменные Быки». Согласно легенде, быки окаменели во время того, как некий крестьянин пахал поле в праздник. Камни в Стебераках ориентирован на север, на Полярную звезду, а противоположное северу южное направление использовалось древними людьми для определения времени первой и последней фаз луны.
Вилейщина – красивый, благодатный уголок белорусской земли. Тот, кто побывал здесь хотя бы однажды, навсегда сохранит в своем сердце ее неповторимое очарование.