Об этом нам сообщили в Крупском РОСК. Из этого числа 6 фактов мошенничества, 1 факт хищения путем модификации компьютерной информации. Если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года, то таких преступлений было совершено 13 (6 фактов мошенничества, 7 – хищения.
С чем связано снижение числа преступлений? На этот вопрос мы попросили ответить заместителя начальника РОСК Сергея Жилича.
– Сейчас повсеместно ведется массированная профилактика киберпреступности, – отметил он. – Постепенно повышается компьютерная грамотность населения. Это и дает результат, хотя назвать его устойчивым было бы неправильно. В текущем году преобладающими стали преступления, связанные с завладением денежными средствами граждан путем обмана, злоупотребления доверием. То есть, люди самостоятельно, под предлогом приобретения товаров, как правило, в социальных сетях, осуществляют переводы денежных средств на предоставленные счета БПК. «Приобретенные» товары в их адрес не поступают, вследствие чего потерпевшие лишаются различных сумм.
Все субъекты профилактики в один голос повторяют: никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и банковских карт посторонним людям! Даже если вам звонят и представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов. Если вам позвонил «сотрудник банка», уточните его фамилию, номер телефона, после чего завершите разговор и сами позвоните в банк.
– Необходимо принимать во внимание, что реальному сотруднику банка известна следующая информация: фамилия держателя карты, паспортные данные, какие карты оформлены, остаток на счете, – акцентирует Сергей Жилич. – Если у вас спрашивают такую информацию, то это повод сразу насторожиться. Не следует сообщать никому в телефонных разговорах, а также посредством общения в социальных сетях: полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений. Если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточкой происходят несанкционированные транзакции, необходимо отвечать, что вы придете в банк лично.
В РОСК напомнили, что сотрудники банковских учреждений никогда не используют для связи с клиентом мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp). Для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.
Следует воздерживаться от осуществления онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, благотворительной и спонсорской помощи в пользу организаций и физических лиц при отсутствии достоверных данных о том, что названные субъекты являются теми, за кого себя выдают.
– Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), электронным почтовым ящикам, аккаунтам социальных сетей и иным ресурсам необходимо использовать сложные пароли, исключающие возможность их подбора, – продолжает инструктировать Сергей Жилич. – Лучше не использовать для этого даты рождения, имена, фамилии – то есть то, что легко вычислить из общедоступных источников информации, тех же социальных сетей. Если вам поступают сообщения от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек, не следует отвечать, а необходимо связаться напрямую посредством иных средств связи. Никогда не открывайте файлы, поступающие с незнакомых адресов электронной почты и аккаунтов мессенджеров, не переходите по ссылкам в сообщениях о призах и выигрышах.
Необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему; установить антивирусную программу не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.
Следует ознакомить с перечисленными правилами безопасности своих родственников и знакомых, которые в силу возраста или недостаточного уровня финансовой грамотности могут быть особенно уязвимы.