Он из городского поселка Холопеничи, где и живет по сей день. Родители – сельские труженики. Учился в средней школе имени Максима Богдановича. После работал в местном совхозе «Холопеничи» слесарем. По направлению районного военного комиссариата освоил специальность военного водителя в Борисовской автошколе ДОСААФ.
В апреле 1985 года Владимира призвали в ряды Советской армии. В военкомате будущим военным водителям обещали, что они будут служить в Союзе. Но получилось иначе: с пересыльного пункта в/ч 52263 Лядищи Борисовского района направили в краснознаменный Туркестанский военный округ, в город Иолотань Марыйской области Туркменской ССР в автомобильный батальон.
– Учебка длилась три месяца, – вспоминает Владимир Владимирович. – Трудно ли было? Я – парень сельский, физически слабаком себя не считал. За это время принял присягу, точную дату не помню. Скажу только, что атмосфера была торжественная и волнительная. В учебке прошел полный курс по изучению устройства и эксплуатации автомобиля, преодолел 500-километровый марш, о чем в военном билете имеется соответствующая запись. Прошел также полный медицинский осмотр. Всем были сделаны всевозможные прививки. Как нам говорили, от всех болезней. Учебка проходила в изнуряющей жаре – в тени было +40. Некоторые солдаты падали в обморок от солнечного удара. Сырую воду нам пить запрещали: можно было заболеть желтухой. Заваривали чай из верблюжьей колючки. В августе 1985 года батальон с военного аэродрома города Мары был направлен в Афганистан.
Первые впечатления о чужой стране, где идет война, у Владимира были противоречивые:
– Особенно поначалу. Горы кругом – и неизвестность… Со временем поняли: горный пейзаж коварен. Из-за любого уголка, бугорка, кустика может настичь смерть. Душманы подстерегали на каждом шагу. Чуть зазевался солдат – пуля не пролетала мимо… Парадокс: страна нищая, зато техника суперсовременная. Например, электронные часы, каких я даже и не видывал в Союзе. Кстати, такие часы я себе купил, вернулся домой с обновкой…
Для Владимира Бондаренко начался отсчет времени, проведенного в Афганистане.
– Служба как служба. На боевые задания мы не ходили, наше дело было перевозить грузы. Героического ничего в своей службе не вижу. Не я один там был, – коротко говорит он. – Попал я в Шинданд, провинции Герат, в 1060-й гвардейский артиллерийский полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии в/ч п.п. 71205. Прошел первый боевой выезд по афганским дорогам. Страшно было? Не без этого… Затем боевые воспринимал как норму. В любое время могли отправить. Месяц-два на боевых… Потом был переведен в Кандагар, в 5-ю гаубичную артиллерийскую батарею 1060-го гвардейского артиллерийского полка. Она была дислоцирована как сторожевая застава в пригороде Кандагара – в 2-х километрах от города. Служил водителем на автомобилях «ГАЗ-66», затем пересел на «Урал-375», «Урал-4320». Основная задача – подвоз снарядов для 122-миллиметровых гаубиц Д-30 во время проведения боевых операций.
На счету нашего земляка более двадцати боевых операций. Последняя длилась три месяца – с марта по июнь 1987 года. Это уже перед самым окончанием его службы. Надо отметить, Владимир Бондаренко переслужил почти четыре месяца:
– Это, я вам скажу, было самым тяжелым временем для меня. Служба в Афганистане – дело нелегкое, я имею в виду в моральном плане. Обстрелы, выезды – не раз прощался с жизнью… Всё время думал: выживу – не выживу… А тут, представьте себе, вроде как дома уже должен быть, а так вышло – служить еще надо… Всегда под открытым огнем «духов», вдруг пуля настигнет, вдруг мина какая под колесами рванёт?.. Последние месяцы в буквальном смысле считал на пальцах: апрель, май, июнь, июль. Да и молодые из нового призыва пока пройдут «учебку» – в часть они попадали не сразу. Потом их надо «обкатать». Мы, двадцатилетние ребята, но уже повидавшие солдаты, не могли бросить новичков одних в это пекло. Опекали их, молодых, необстрелянных. Садились рядом в кабину и показывали трассу: где, за каким поворотом может подстерегать опасность, как вытянуть на затяжном многокилометровом подъеме… Несколько ходок по неспокойным дорогам с «заменщиками» надо было сделать, чтобы те почувствовали себя уверенно…
Сколько работаю с воинами-афганцами, все в один голос говорят: адреналин во время службы зашкаливал. С этим соглашается и Владимир Бондаренко:
– Вы представляете себе серпантин?
– Горную дорогу?
– Ее самую.
– В кино видела…
– А мне повезло лицезреть и проезжать по ней наяву – и не однажды! Впечатления – еще те! Дорога идет серпантином, на некоторых участках двум машинам не разъехаться: с одной стороны вплотную подступают скалы, с другой – пропасть. Поднимаешься медленно на большую высоту. Смотришь вниз – километра два. Был случай, один солдат-водитель испугался: машина ушла в обрыв. Благо, сам успел выскочить из кабины… Меня, к счастью, техника не подводила… Бывало, выезжаем на операцию – проходим перевалы, реки. Машина в воду по самую кабину уходит. Подъезжает другой «Урал» – на трос, вытянет… Да что тут долго рассказывать: я – обыкновенный шофер…
Скромно… А как быть с тем, что, как он о себе говорит, обычный «водила», сделал сотни рейсов по смертельным дорогам афганской войны, не раз рисковал жизнью?.. Об этом Владимир Бондаренко не хочет говорить… Разве что кратко: «Что было, то было…»
– Домой хотелось – очень-очень, – говорит Владимир Владимирович. – Я грезил малой родиной. Вспоминал постоянно уютную деревенскую «хату», родителей, друзей… А тут армейская жизнь. Нехитрый солдатский быт. Жили в модулях – это такие дома из легких панелей, которые собираются, как конструктор. Было время и для досуга – не всё ж боевые… Что делали? Просто отдыхали, я в свободную минуту письма домой писал. Всё время успокаивал маму: «Дела идут хорошо, несу службу – ответственно и добросовестно…» Да, культурно просвещался (улыбается). Спросите: как? На концерт ходил – Александр Розенбаум выступал. Тогда многие известные артисты в Афганистан с концертами приезжали. Исполняли песни по заявкам служащих. От таких мероприятий веяло домом, Родиной…
В конце июля 1987 года рядовой Бондаренко был уволен в запас из рядов Советской армии. Вернулся домой:
– На гражданке остался верен профессии. Работал водителем в совхозе «Холопеничи». Потом – в сельхозтехнике. С 1996 года и по настоящее время – водитель молоковоза на Холопеничском маслосырзаводе. Женат, две дочери, четверо внуков… Честно говоря, хочется стереть из памяти всё это – жару, пыль, болезни, град огня, людскую боль и страдания… Только вот не получается никак… Если убрать из Афганистана всё, что относится к войне, то это красивейшая страна. Там – пустыня, надвигающиеся гряды скал, которые видны издалека, а встают перед тобой вдруг сразу и огромной стеной. Дух захватывает, когда заезжаешь в ущелья, красивейшие и, как я говорил, страшнейшие в плане опасности. Снится часто Афганистан, сослуживцы, которые разбросаны по разным концам бывшего Союза, и с которыми, как говорится, не один пуд соли съели. Много ребят из Холопенич прошли службу там, встречаемся часто, делимся бесконечными воспоминаниями… Нужна ли была эта война? Я скажу так: мы выполняли приказ. В Афганистане по сей день многие относятся с теплотой к советским военнослужащим, к нашим памятникам, чтят павших воинов. Мы там, за «речкой», прошли отличную школу жизни. Мы ведь жили и служили по принципу: куда Родина прикажет – туда и поедем.
Фото из армейского альбома Владимира БОНДАРЕНКО.