Изделия рукодельницы – настоящие шедевры. Оригинальный букет из 75-ти цветочков, вазочки, «яйца Фаберже», шкатулки, в том числе серийные, как «Жених и невеста», воздушные салфетки, будто облака, новогодние ёлочки и шары, пасхальные мотивы, ажурные шали. И все это – подарки для дорогих и близких людей.
Профессия у Софии Семеновны чисто техническая, абсолютно не связанная с творчеством, – связист. Всё дело здесь в генах – искусство вязать передается из поколения в поколение.
– Сколько себя помню, столько и вяжу, – говорит София Семеновна. – Мои бабушка, мама вязали. Вяжет и моя дочь, уже в четвертом поколении. Родом я из Кишинева. В детстве любила наблюдать за руками бабушки во время процесса вязания. Она вязала на все молдавские свадьбы односельчан. Раньше в Молдавии был обычай: на свадьбе все родственники обменивались полотенцами. А полотенца должны были быть обвязаны кружевом: с двух сторон, с трех, кругом. Это зависело от степени родства. На всю жизнь запомнила один момент из детства. Была суровая зима, и я осталась ночевать у бабушки. Просыпаюсь в 4 утра, а она сидит возле печки и вяжет, вяжет. Меня тогда мучил вопрос: «Как бабушка вяжет, если нитка привязана к крючку?» Но спросить не решалась, молча наблюдала, а для себя решила, что тоже буду вязать. Начинала со спиц. А лет тридцать пять назад решила освоить вязание крючком. Первое изделие было подарком себе на день рождения. Нашла в журнале схему огромной красивой шали. Как сейчас помню, муж с детьми сидят вечером перед телевизором, а я расположилась на полу и вяжу. Смотрю: не идет узор – допустила одну ошибку. Что делать? Распустила все – и заново. За две недели получилась шаль размером на вытянутые руки в ширину. Плюс еще кисти. В эту шаль можно было полностью укутаться. Мама тогда удивилась: «Не может быть!» Эта шаль очень понравилась моей соседке. Она уговорила меня продать. Я поддалась на уговоры и по сей день об этом сожалею. Ведь это изделие предназначалось мне. Свой поступок я расцениваю как предательство. С тех пор не продаю свои работы, а только дарю, тем самым доставляю радость себе и близким.
За шалью стали появляться покрывала, скатерти, салфетки, сувениры. В творчестве Софии Калентионак огромное место занимают цветы. Любовь к ним тоже передается по наследству.
– Бабушка жила в маленьком доме, словно в теремочке, – продолжает София Семеновна. – И окошки, конечно же, были маленькими. А на подоконниках росли цветы. Я еще удивлялась, как на таких маленьких подоконниках растут такие пышные цветы? Вокруг дома с ранней весны и до поздней осени – цветы. Помню, снег идет, а у нее все цветет. И мама моя очень любила цветы – они росли у нее, где только можно. Отсюда и у меня любовь к цветам. Вы даже не представляете, какое это наслаждение и удовольствие их вязать!
Идея организовать выставку работ Софии Калентионак принадлежит библиотекарю Светлане Карпач.
– На День пожилых людей у нас проходило праздничное мероприятие на свежем воздухе, – поясняет Светлана Олеговна. – Центр культуры и досуга проводил концерт, а я организовала выставку творческих работ. София принимала участие, принесла все свои работы, помогала оформлять. Решили продолжить работу выставки в библиотеке, чтобы все желающие могли посмотреть. Школьники приходят на экскурсию.
София Калентионак не только вяжет, а еще придумывает оформление для своих изделий. Для каждого букета цветов своя ваза, изготовленная руками мастерицы. Связала шаль в подарок – нужна эстетичная упаковка. София Семеновна тут же изготовила сундучок для нее. Получается подарок с сюрпризом. Связала розочку, придумала оформление – получилось панно.
– Недавно у сына был юбилей. Мы с мужем купили ему в подарок кольцо-печатку. А подарочную упаковку – шкатулку с бархатной подушечкой – я сделала сама, – продолжает рукодельница и с трепетной нежностью держит шкатулочку.
Когда София Семеновна творит, времени совсем не замечает.
– Я могу и ночью работать, – говорит она. – И спать совсем не хочется. А как можно спать, когда все в руках горит? Пока не закончу, не успокоюсь.
В каждом изделии – частичка души мастерицы. Поинтересовалась я у Софии Семеновны, не жалко ли расставаться со своими шедеврами? На что она ответила:
– Что вы! Я испытываю счастье, когда дарю людям свои творения. Если бы вы видели, сколько радости в их глазах. От этого я испытываю творческий подъем и вдохновение на следующие изделия. Планы София Семеновна не строит.
– Творчество нельзя планировать, – уверена она. – Вдохновение приходит от желания сделать хорошее, красивое, доброе и от повода. Вот собираюсь связать розового медвежонка на день рождение одной 10-летней девочке. Она увидела его в журнале, и так он ей понравился, что я решила порадовать ребенка и сделать сюрприз.
Вообще, без дела София Семеновна сидеть не привыкла. Она мастерица на все руки.
– Из Молдовы мы переехали на родину мужа, в деревню Трудовик на Ухвальщине, – вспоминает София Семеновна. – Жили в доме около леса. Приходит как-то крестная мужа и спрашивает: «Тебе здесь не скучно?» А я отвечаю: «Тетя Надя, мне бы еще пару рук и дополнительно 24 часа в сутки. Я не понимаю, как можно скучать». Как-то износилась подошва в тапках мужа. Я из старых сапог вырезала новую, приклеила и стала обшивать. За этим занятием и застала меня тетя Надя. «А ты и это умеешь делать?» – спрашивает. «А что тут уметь? Главное, клей есть и иголка», – отвечаю. Она покрутила головой и так мудро по-житейски подытожила: «Работящий человек всегда себе работу найдет».
Инна ГАРА. Фото Александра БУДЬКО.