– Родился я в деревне Большое Городно. Учился в Выдрицкой средней школе. В 1968 году призвался в ряды Вооруженных Сил. Срочную службу проходил в Печах. Потом попал в Чехословакию, где служил санинструктором. Демобилизовался, вернулся домой – так и тянуло на малую родину. Кем только не довелось поработать: слесарем-сборщиком на заводе в Минске, в Крупках во всех организациях (улыбается). Все не то. Пошел служить на базу воинской части в Крупках-2 охранником. Потом меня отправили в 81-ю школу прапорщиков в Плещеницы. Отучился, вернулся в Крупки-2. Через два года началось сокращение. Перевелся в Лепельский район – в ракетную бригаду. Еще пять лет службы… В общем, отслужил 21 год, в запас уволился в 1992-м. Успел попробовать себя предпринимателем…
Знаю, вас интересуют 1985-1987 годы – время службы в Афганистане. Если быть точным – 2 года 17 дней. Родина сказала: «Надо!» В то время я уже был женат, двое детей: сыну – 4 года, дочь родилась в 85-м. Жили в военном городке в поселке Боровка Лепельского района. Как жена восприняла новость? Что тут говорить, жена военного… Дети знали, что папа на войне, но в силу возраста до конца не осознавали смысл всего происходящего. За годы службы дочка подросла, сын в школу пошел…
Дорога в Афганистан… Из Минска до Ташкента – самолетом. Несколько суток борт прождали – и в Термез, город, который кормили война и граница. Оттуда нас перевезли в Пули-Хумри, в Килагайскую долину провинции Парван. У нас ходила такая поговорка «Если хочешь жить в пыли, поезжай в Пули-Хумри». А Килагайская долина в переводе звучала «долина смерти» – километров 30 через перевал, и столица Афганистана – город Кабул. Опасное ли место? Так там все опасно. Мотострелковый полк стоял, склады армейские, много подразделений, колонны собирались. Сначала я служил в 329-м военно-полевом многофункциональном госпитале в/ч п.п. 86608, был начальником продовольственного склада. Раненых принимали, очень много. Как дежурство, так тела умерших выносишь. В госпитале – все отделения: хирургическое, терапевтическое, неврологическое… Доктора хорошие – из Ленинграда. Хирурги – врачи с большой буквы. Не раз на вертушке сопровождал «груз 200» в аэропорт Кундуза, 40 минут лета. Жутко, привык…
В колонне за продуктами ездил в Кабул. Служба, скажу, не из легких. Один перевал Саланг переехать чего стоило! Внизу – 25 с плюсом, вверху – столько же, но уже со знаком минус. Машины буксуют, скользят, висишь над пропастью. Ничего, привыкли. Так уж человек устроен. И к обстрелам привыкли. Все нормально было…
Так полтора года прослужил. Впечатления? Поначалу страшно было, недели две, а потом, как так и надо… Дни до дембеля считал, очень тосковал по дому. В отпуск по семейным обстоятельствам на сорок суток приезжал. Чем запомнился далекий Афганистан? Ничего примечательного: нищая и отсталая страна. Афганцы? Интересный народ, так и жди подвоха… Помню, в Кабул на пересылку прилетел и попал в госпиталь – 20 суток пролежал с радикулитом. Зато вылечили, по сей день болей не знаю. Потом гепатит подхватил, болезнь с сентября до Нового года свирепствовала, тысячи наших солдат болели…
Не вытерпел я на складе. Ушел в зенитный полк начальником стрельбища. Месяцев восемь по командировкам – колонной то стройматериалы подвезти, то продовольствие. В Хайратон ездил на границу с Союзом, в Кабул. Как-то чуть в ущелье не упал. С ребятами пошел на стрельбище, решили путь сократить. Выбрали тропу над ущельем – нужно пройти метров двести. Ребята – впереди, я – за ними. Аж переколотило. Как гляну вниз – метров сто. Вся жизнь перед глазами пролетела.
Климат непривычный: жарко, на столбике термометра – 60 градусов, воздух сухой, благо, ветром обдувает. А ветра такие, что крыши срывало. За обшивкой бани кобра жила, слышали ее шипение. Скорпионы по стенам казармы ползали. Сейчас вот со смехом вспоминаю, а ведь опасно было… Но служили, шутили, а что оставалось делать? Что особенно запомнилось? Все помню, насмотрелся на искалеченные судьбы…
Переслужил 18 дней – пока замена пришла. Последний день в Афганистане – самый веселый и красивый: я уезжаю в Союз! На самолете добрался до Москвы. От столицы до дома – попутным транспортом. Просто хотелось проехать, посмотреть на родные места. Поехал на пост ГАИ, инспекторы притормозили мне попутную машину. Приехал домой. Афганистан снился и не раз, будто я еще там нахожусь. Спали-то мы всегда при оружии – в любой момент боевая готовность. Чутко спали. Научились. И по сей день эта привычка осталась…
Вот такая моя служба в Афганистане, часть моей жизни. Но что было, то было…
Просим всех, кто обладает более подробной информацией, или у кого есть сведения о других наших земляках, воинах-интернационалистах, связаться с нашей редакцией по тел.: 5-71-34, а также по электронной почте Гэты адрас электроннай пошты абаронены ад спам-ботаў. У вас павінен быць уключаны JavaScript для прагляду. или с представителем Крупской районной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане по тел: 375 29 358 69 59, с историко-краеведческим музеем по тел.: 5-73-13. Ждем ваших звонков и писем!