Инженерные профессии – самые массовые и востребованные в разных сферах деятельности: в сельском и лесном хозяйствах, в строительной отрасли и промышленности, в областях электроники, программирования и многих других. Попытаться сегодня рассказать про все инженерные специализации – значило бы, объять необъятное. Но мы нашли выход.
Зри – в корень
– Тяга к технике у настоящего инженера проявляется уже в раннем детстве, – отмечает Александр Эдуардович, отвечая на вопрос: «Как угадать, что эта твоя профессия?» – Например, я где-то с пятого класса с удовольствием помогал отцу ремонтировать мотоциклы. Окончил школу и сразу же поступил на техника-механика в Демидовский совхоз-техникум механизации сельского хозяйства (Россия). После службы в армии в 1990 году я в качестве переселенца из Ветковского района Гомельской области приехал на Крупщину, устроился на работу инженером в совхоз «Колос» и с той поры работаю здесь постоянно. А пять лет назад я все-таки решил получить высшее образование. И так как технику за годы работы на практике знаю досконально, то профиль выбрал юридический. Сейчас я занимаю руководящую должность, и эти знания необходимы.
– Я также со школьной поры с техникой исключительно на «ты», – присоединяется к беседе Максим Александрович. – В старших классах мне нравилось наблюдать, как мой отец работает на комбайне. В результате после школы сначала поступил на факультет проектирования сельскохозяйственной техники в Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого. Одно меня в будущей работе настораживало: нужно будет заниматься чертежами в бюро проектирования. А это было не совсем то, что мне хотелось. Я мечтал не только технику знать, но и работать с нею. В результате выбрал новую в то время специальность – «технический сервис», которая была открыта в Белорусском аграрно-техническом университете. И сразу почувствовал, что это мое. Более того, уже после первого курса я ежегодно летом работал помощником комбайнера в составе экипажа, ведомого моим отцом по хлебным нивам Рогачевского района. Отучился, отслужил в армии и, отработав по распределению на родине, приехал на Крупщину. Здесь в ОАО «Кленовичи» вместе с женой работаем уже порядка пяти лет, хозяйство обеспечило нас жильем. Работа с техникой приносит мне удовольствие, и заработная плата устраивает. Основная моя обязанность в качестве инженера СТО – обеспечение своевременного выхода техники предприятия на поля, ее текущий ремонт и подготовка к сезону. А иногда – в горячую пору – и сам сажусь за «штурвал» современных энергонасыщенных тракторов. Особенно в периоды, когда нужно, чтобы техника на полях работала круглосуточно. Вместе с коллегой Юрием Плиско посменно работаем на тракторе американской фирмы «New Holland».
Так в начале нашего разговора мы сделали для себя важный вывод: прошло достаточно много времени с появления профессии «инженер», а главная ее суть – работа с техникой – осталась ведущей. И пускай первые инженеры занимались исключительно построением и эксплуатацией военных машин, постепенно область применения инженерии становилась все более широкой. Интересен также факт, что гражданское направление в инженерии зародилось в 16 столетии, когда к строительству мостов стал применяться профессиональный подход. В наше время инженерия включает в себя огромное количество видов и направлений, от инженера по охране труда до «инженера человеческих душ», как скромно называют себя психологи.
Без практики – никуда
Теория теорией, а практика в инженерной профессии играет главенствующую роль. Специалист, который отвечает за техническое оснащение, исправность машин, должен знать каждую из них так, как хороший доктор своих пациентов. Профессионал не только заведет и поведет технику, заставит ее работать, но и при необходимости отремонтирует, сможет разобрать ее, пересмотреть все узлы и собрать заново.
– Машинно-тракторный парк ОАО «Кленовичи» сегодня насчитывает 87 единиц автомобилей и 95 тракторов, в том числе 11 энергонасыщенных, – говорит Александр Шашков. – И все их я знаю достаточно хорошо. Более того, на мне, как главном инженере предприятия, лежит ответственность за обеспечение техникой и техобслуживание отраслей животноводства, агрономии, птицеводства, зернотоков. Есть, конечно, в моем подчинении инженеры, которые специализируются в конкретных направлениях деятельности, но для меня важно самому досконально разбираться в технике, в том числе и самой современной.
Главный инженер ОАО «Кленовичи» непосредственно курирует работу инженера по сельхозмашинам, инженера СТО, заведующих мастерскими и гаражом, двух ведущих инженеров участков «Журавы» и «Кветино». Каждый отвечает за свой участок работы: заведующий мастерскими – за тракторы и комбайны, начальник СТО – за техническое обслуживание тракторов, а также за прессы, косилки, инженер по сельхозмашинам – за сеялки, культиваторы и плуги, заведующий гаражом – за автомобили. Инженер по выпуску на линию техники оформляет путевки.
Все они профессионалы своего дела, потому Александр Эдуардович во многом может на них положиться. И тем не менее, он не считает для себя возможным упустить важные детали, когда дело касается работы.
– В наше время при поступлении новой техники в сельхозорганизацию (да и на другие предприятия) в обязательном порядке на место приезжают «сервисники», – рассказывает наш собеседник. – Это специалисты, представители фирмы-изготовителя, которые настраивают технику и обучают работе на ней. Учат они, в первую очередь, механизатора. Но и я сам настолько заинтересованный в работе, что пока им тысячу вопросов не задам, не отпущу. Требую, чтобы за отведенные 72 часа они показали мне максимум возможностей машины, запустили ее в работу.
Александру Шашкову приятно вспоминать, как несколько лет назад, когда в Минскую область прибыло 87 новых «Фендтов» из Германии, поставщики именно к нему обратились за помощью в сборке современных энергонасыщенных тракторов, а также сеялок и плугов. Перспектива изучить современные агрегаты была настолько для него привлекательной, что он согласился ударно поработать.
– Я тогда научился и компьютерное управление настраивать в «Фендте», и управлять современным трактором, –отмечает он. – Сел – и повел его. Тут главное излишне не волноваться, ведь техника достаточно комфортная в эксплуатации. Нужно хотеть ее освоить, и она быстро подчинится. К слову, у нас в районе есть несколько «Фендтов», а также посевных агрегатов, которые были доставлены на Минщину и собраны здесь при моем непосредственном участии. А сегодня, когда Минский тракторный завод освоил выпуск энергонасыщенной техники и такие трактора отечественного производства активно поступают на баланс сельхозпредприятий, полученный ранее опыт очень пригодился. Из одиннадцати современных тракторов в тракторном парке ОАО «Кленовичи» кроме «New Holland» и трех «Фендтов» – четыре «МТЗ-3522» и три «МТЗ-3022».
– Полностью согласен, что практический опыт в инженерном деле очень важен, – продолжает Максим Шаков. – Техники в хозяйстве много, и тут не обойтись без знания ее предназначения и возможностей. Рабочий день на селе начинается рано, к восьми утра мы должны уже вывести всю технику на линейку. То есть, отправить ее по назначению. От нас во многом зависит ее техническая исправность, поэтому ответственность большая. Обычно мы уже с вечера знаем, где и какие поломки, оперативно решаем вопросы по их устранению. Утром отчитываемся, какая техника готова снова приступить к работе, а с выходом которой придется повременить. Тут особенно важно не откладывать на потом решение проблемы, заказ и доставка необходимых деталей производится в оперативном режиме. Кроме того, мы отслеживаем, чтобы вовремя производились работы по техническому обслуживанию машин. Ориентируемся по моточасам работы, пробегу автомобилей. А современные тракторы сами сигнализируют о необходимости проведения техобслуживания. Работа в целом очень интересная. Самое же главное в ней, как мы уже отмечали, это интерес к технике. Если он есть – работа будет приносить удовольствие, а профессионализм расти и крепнуть.
Место работы и карьера
Инженер работает практически во всех отраслях народного хозяйства: на фабриках и заводах, на шахтах и стройках, в НИИ, в авиации, в военном деле, на транспорте и т.д. Он может занимать должности мастера, инженера, руководителя предприятия, начальника смены, отдела, участка, лаборатории, ведущего и главного инженера.
Целевая подготовка
Получить целевые направления на обучение в вузах и ссузах сельскохозяйственного профиля можно, непосредственно обратившись к руководителям или в отделы кадров сельхозпредприятий, где требуются специалисты. Дополнительную информацию можно получить в отделе организационно-кадровой работы (тел. 5-55-23, 5-59-89) и управлении сельского хозяйства и продовольствия Крупского райисполкома (5-54-02).
Образование
Специалистов инженерного направления готовят все технические и технологические вузы. Будущим профессионалам надо хорошо знать физику и математику. Инженерные профессии сельскохозяйственного направления можно получить в Белорусском государственном аграрно-техническом университете, Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого, Белорусской государственной сельхозакадемии (г. Горки Могилевской области) и т.д. Дипломы техника-механика, техника-электрика и т.д. учащиеся получают по окончанию аграрно-технических колледжей.