На одном языке
И когда мы знаем, кем работает Геннадий Николаевич, нетрудно догадаться, почему он так не любит эту тишину. Для мастера газовой котельной и операторов, которые находятся в его подчинении, резко замолчавшее оборудование – знак наступления нештатной ситуации. А значит, нужно действовать грамотно, быстро, профессионально.
– Мы не имеем права оставить людей без тепла и горячей воды, – говорит Геннадий Гальченя. – Поэтому всегда следим за исправностью технического оборудования. Конечно, бывают форс-мажоры. Например, когда внезапно прекращается подача электроэнергии. Но каждый из наших операторов четко знает, что делать в таком случае. Свой алгоритм действий у нас отработан по разным видам аварийной остановки: пропал свет, газ, остановился котел и т.д. Дежурный знает, как правильно выйти из аварийного режима. И моя непосредственная задача, как мастера, подобрать и обучить такую команду, которой смело можно доверять круглосуточно.
Это у человека, непосвященного в тонкости профессии, может сложиться впечатление, что работник котельной всего лишь наблюдает за работой оборудования. По словам «хозяина цеха», расположенного на крупской улице Буденного, это впечатление очень обманчиво. Чтобы стать хорошим оператором, на которого мастер может полностью положиться и спокойно спать ночью, нужно минимум два, а лучше три-четыре года опыта. Хороший специалист прекрасно понимает язык техники: даже по малейшему изменению звучания котлов и датчиков знает, что они хотят ему сказать. А отсюда уже и действия, задачи, решения.
Второй дом
Коллектив городской котельной, которая обслуживает микрорайон улиц Советской и Московской, небольшой. Всего десять человек. Восемь операторов, мастер и слесарь. Из них только двое работают в привычном трудовом графике: с утра и до вечера, с обеденным перерывом. У операторов график скользящий: дежурство по 12 часов в сутки. И поэтому практически каждый из них свое рабочее место уже воспринимает, как второй дом.
– Вы ведь заметили, сколько у нас цветов и зелени даже в цехе? – отмечает наш собеседник. – И перед крыльцом клумба с розами. Скоро во дворике зацветут яблони, вишни. Все это мы посадили собственными силами, и ухаживаем сами. Не по требованию руководства сверху – по зову души. Конечно же, основные инициаторы – женщины. Раньше у нас в коллективе их было две. Но после выхода на пенсию Нины Красовской заботы о зеленых питомцах взяла на себя Алина Клименко. Не в стороне и остальные работники. Но она основной инициатор по созданию красоты и уюта на рабочем месте. А я подобные инициативы всегда готов поддержать. Мы 30 процентов своей жизни проводим на работе. И очень хорошо, когда на рабочем месте человек чувствует себя уютно и комфортно.
С работы… на работу
При этом сам Геннадий Николаевич с улыбкой признается, что он даже домой ежедневно спешит не отдыхать – работать:
– Живу в агрогородке Гапоновичи в частном доме. Какой отдых тут? И во дворе нужно постоянно что-то делать по благоустройству, и сад требует ухода, и огород… Сельский житель круглый год найдет себе дело. Но мне нравится быть в постоянном движении. Жена тоже работает в Крупках, медсестрой в центральной районной больнице, и мы привыкли, что каждый день ездим на работу, а по возвращении не сидим у телевизора. Вырастили с ней трех дочерей…
И хотя о личной жизни наш собеседник особо рассказывать не любит, в процессе разговора больше просил спрашивать про работу и коллектив, но у меня сложилось стойкое убеждение, что передо мной человек довольный жизнью. Корректный, обходительный, улыбчивый и скромный, хороший руководитель и семьянин. Он и на работу идет с удовольствием, и домой – с желанием свернуть горы. Ему и там, и там одинаково хорошо и комфортно.
– Мне нравится руководить именно небольшим коллективом – продолжает он. – Однажды пробовал себя в работе на более высокой должности. Но вернулся в среднее звено, и именно это то, где чувствую себя уверенно. Я знаю свою работу. Знаю своих людей. Наш коллектив – единый механизм, где каждый винтик очень важен. Мы сильны тем, что вместе.
Хорошо, когда не замечают
Коллектив котельной действительно надежный, сплоченный, дружный. Есть в нем и люди с большим опытом, которых ценят и уважают. Это уже названный нами оператор Алина Клименко, а также мужской подряд – Александр Буренышев и Владимир Гаро. Почти пятнадцать лет стажа на одном месте и у мастера Геннадия Гальчени. К работе в этой должности он приступил в октябре 2006 года. Котельная тогда только была передана на баланс ЖКХ, и, по словам мастера, работы было очень много.
– Мы тогда много в нее вложили, как работы своей, так и знаний, энтузиазма, – говорит Геннадий Николаевич. – Не останавливались и позже. В 2012-м заменили два котла на новые. Сейчас производим замену автоматики и управления котлами на современное энергосберегающее оборудование. Мы живем этой работой. Стараемся содержать технику в качественном состоянии. Постоянно повышаем уровень профессиональной подготовки. Стараемся так, чтобы наша работа была «незаметной» (смеется). Поясню: люди быстро привыкают к хорошему. Для горожан норма, когда из крана бежит горячая вода и в квартирах тепло. И мало кто задумывается, где его источник. Если же тепло вдруг исчезнет, то нас вспомнят. И вспомнят не очень хорошо. В последние годы мы даже летом не делаем технические перерывы в подаче горячей воды населению. По нормам можем это делать, подав заявку в исполком. Но наша техническая база, а также уложенные в городе современные сети позволяют работать без простоев. И мы который сезон «тайм-аут» не берем.
Заметили
Однако, как бы ни старался Геннадий Николаевич работать скромно, спокойно, «незаметно», его профессиональный и ответственный подход к делу недавно был отмечен на высоком уровне. Почетная грамота Миноблисполкома была вручена мастеру по случаю профессионального праздника работников жилищно-коммунального хозяйства. Человек он, еще раз подчеркну, скромный¸ но награду показывает с гордостью. Слова «…за шматгадовую плённую працу, узорнае выкананне службовых абавязкаў і значныя дасягненні ў прафесійнай дзейнасці» подтверждают, что он на своем месте.