krupki.by

ru RU be BE en EN


Сергей Леонович: «У меня есть медаль «За боевые заслуги». За что получил? За службу. Но я не герой…»

Автор / Солдаты афганской войны / Нядзеля, 10 Кастрычнік 2021 08:33 / Просмотров: 1470

Прошло больше 36 лет, как закончилась срочная служба нашего земляка Сергея Леоновича. Говорят, всё забывается. Но он до сих пор помнит перевал Саланг, Хайратон, Хинджан, Душак, кишлак Мальхам. И снова пересматривает уже выцветшие за годы фотографии… С той войны у него осталось всего несколько снимков. И каждый раз, глядя на них, он заново проживает то время…

Сергей Леонович родился в деревне Заболотье. И сегодня не забывает свою малую родину, приезжает в старый родительский дом. Родители – сельские труженики. Отец работал пастухом, мама – полеводом в местном колхозе. Сергей окончил 8 классов в Шинковской базовой школе, поступил в Днепро­петровский промышленно-экономический техникум. После работал на Липецком металлургическом заводе. Призвался в ряды Вооруженных Сил СССР Липецким левобережным военным комиссариатом. Это было в октябре 1982 года. Полгода проходил службу в 263-й дорожно-комендантской Карпатской ордена Красной звезды бригаде в/ч 43169 в городе Подольске Московской области. В названии «комендантский» – вся суть. Это выполнение комендантской службы: регулировка на маршрутах выдвижения военных колонн, охрана объектов, эксплуатация и обслуживание военной техники. Через полгода ему присвоили звание сержанта, а 12 мая 1983 года Сергей прибыл в часть в Афганистане, в 692-й отдельный дорожно-комендантский батальон 278-й одкбр в/ч п.п. 24026.

Вспоминает Сергей Леонович:

– 16 месяцев довелось прослужить мне на перевале Саланг, самом высокогорном перевале мира. В батальоне было четыре роты: 1-я охраняла и обслуживала Северный портал, 2-я – Южный, 3-я рота охраняла мост вдоль трассы, недалеко от тоннеля. Этот пост так и назывался – «ДП 201» Мост. 4-я рота «ДП 203» стоял в Калавуланге. Саланг связывает северную и центральную часть Афганистана, это стратегический перевал в горах Гиндукуш. Стокилометровая трасса, сжатая горами, вершины которых упираются в облака и вечные снега. В горах, в скалах, пробит глухой тоннель. В 1964 году советские специалисты в районе перевала проложили тоннель длинной 2,7 километра, на тот момент самый высоко расположенный тоннель в мире. Для воюющего Афганистана перевал стал «дорогой жизни». Именно по этой трассе доставлялись грузы из СССР в Афганистан: боеприпасы, продовольствие, гуманитарные грузы…

В день через перевал проходили порядка 50-60 колонн. Колонна – это обычные грузовые автомобили, сопровождаемые тремя-четырьмя единицами боевой техники: БТР, БМП или зенитные установки на КАМАЗах. Кстати, афганские дороги – особая тема... Суровые погодные условия, температура воздуха минус двадцать погубили на перевале немало жизней. Представьте: головокружительные серпантины, скользкие узкие дороги, погодные капризы, когда за полчаса чистое безоблачное небо вдруг заволакивали тучи, и всё вокруг превращалось в снежную круговерть, лавины сносили людей и технику. По статистике, из одной колонны по 2-3 машины летели в пропасть. Это и есть Саланг.

Но если бы только погода... Саланг был одним из самых гиблых мест для советских солдат в Афганистане. Все, кто ехал по этой трассе, видели на обочинах искореженные танки, БТРы, грузовики и… самодельные памятники и обелиски погибшим советским солдатам и офицерам. Душманы на протяжении всех десяти лет войны не прекращали попыток перекрыть эту дорогу. В горах, с их бесчисленными пещерами и подземными ходами, устраивали засады, неожиданно появлялись и бесследно исчезали в подземельях…

Ноябрь 1982 года вписан одной из самых страшных трагедий, которая произошла на Саланге. Это случилось за полгода до того, как я прибыл в часть, и было самой массовой гибелью советских солдат за всё время нахождения в Афганистане наших войск. И самое страшное то, что эти потери были не боевые. Личный состав отравился выхлопными газами техники. Тоннель не был обеспечен системой мощной вентиляции, и в нем периодически происходили несчастные случаи с отравлениями людей. По рассказам старослужащих, в феврале 1980 года произошла первая массовая гибель советских военнослужащих. В результате дорожно-транспортного происшествия в тоннеле остановились колонны. Ввиду скопления работающей техники угарными газами отравились нескольких десятков военнослужащих, скончались 19 человек. К сожалению, трагедия повторилась снова... Общее количество погибших советских военнослужащих составило 64 человека. Количество погибших афганцев неизвестно, предположительно, это 112 человек.

После случившегося движение было только односторонним: сутки – с севера на юг, сутки – с юга на север. По времени – начинали движение в 9.00, заканчивали в 18.00. Тоннель проходили тридцатками – одновременно 30 машин. Спереди и сзади сопровождали УАЗ-469 дорожной бригады. На северном и южном порталах тоннеля дежурили 2 эвакогруппы, бортовой тягач ЗИЛ-131 и гусеничный БТС. Наш личный состав обязательно имел противогазы с гопкалитовым патроном. Перед проходом тоннеля – обязательный инструктаж по его использованию в условиях загазованности. При сильной загазованности проход колонн останавливали на 30 минут. Кстати, тоннель обеспечивала электро­энергией электростанция с четырьмя мощными морскими двигателями. Одновременно работали два, два обслуживались, охлаждались горной водой прямым потоком – на выходе у нас 24 часа в сутки была горячая вода. Ниже рядом с электростанцией – помещение бани. Весь личный состав, а также афганцы – рота трудоармии – там мылись и стирали одежду. Вентиляционные установки, так называемые шахты, обслуживала бригада из 3-5 человек афганцев.

Перед полным закрытием тоннеля в 19.00 с северного портала отправлялась группа саперов с собакой для полного обследования тоннеля и вентиляционных шахт от минирования. Шли пешком до южного портала, обратно возвращались на УАЗ-469 дорожной бригады. После этого входы в тоннель с обоих сторон блокировали БТРы...

В сентябре 84-го, когда до конца службы оставались считаные дни, погиб мой друг – Юрка Попов. Родом он из Воронежской области, деревенский, у матери был один. Подружились мы в учебке, служили в Афганистане недалеко друг от друга. Он в Хинджане – километрах в 20-ти от Саланга. Случилось это в районе Терешковского поворота. Машина, на которой Юра возвращался в Хинджан, не дождавшись колонны, выехала чуть раньше и попала в засаду. Водитель остался жив, а Юра погиб. Так бывает. Вот только стояли с ним, разговаривали, обнимались – Юры нет...

Как-то так… У меня есть награды – медаль «За боевые заслуги». За что получил? За службу. Но я не герой. Я не служил там, где воевала пехота, артиллерия или десантура. Но каждый день службы на чужой земле, на перевале Саланг, где в любую минуту могло произойти всё, что угодно...

Я долго не мог привык­нуть к мирной жизни. А тут – тяжелые 90-е годы… Меня спасли семья и работа.... Сейчас у меня двое детей и трое внуков. Проживаем в Орше. А вообще, всё от самого себя зависит. Хочешь быть человеком, так оно и выйдет... Ребята, с которыми когда-то вместе служил, живут сегодня в разных концах бывшего Советского Союза. Страны больше нет, но сохранилось «афганское братство». Наша память, боль утрат, горе тысяч семей, потерявших своих родных и близких вечны... Правда о той войне сегодня постепенно осмысливается. Всем мирного неба, добра и здоровья. Пока мы помним – мы живем…

Подготовлено по материалам районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».

Автор

admin

admin

Актуально

26 ноября в Крупском ЦК пройдет ярмарка вакансий для граждан «серебряного» возраста и инвалидов

26 ноября с 10-00 до 13-00 часов в Крупском районном Центре культуры состоится ярмарка вакансий для граждан «серебряного» возраста и инвалидов. В ходе проведения мероприятия можно будет ознакомиться с вакансиями, предлагаемыми нанимателями, пройти собеседование, получить консультацию по вопросам трудоустройства, условиями труда, будут организованы мастер-классы по самостоятельному поиску работы (обучение навыкам работы с порталом государственной службы занятости), составлению резюме.

27 ноября можно получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ»

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября.
Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

27 ноября в Крупской ЦРБ пройдет консультация врача-гинеколога

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача-гинеколога на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября. Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

27 ноября в Крупской ЦРБ пройдет консультация хирурга-стоматолога

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача хирурга-стоматолога на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября. Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

22 октября ИМНС проводит день информирования по вопросом применения налога на профдоход

22 октября инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Борисовскому району для физических лиц проводится тематический день информирования по разъяснению вопросов применения налога на профессиональный доход при осуществлении видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определенной приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности». Обращаться в отдел информационно-разъяснительной работы инспекции по тел. (0177) 73-93-27.

С 18 сентября работает "горячая линия" по лицензированию в сфере социального обслуживания

Крупский ТЦСОН информирует, что с 18 сентября работает телефон "горячей линии" 2-10-30 по вопросам лицензирования в сфере социального обслуживания и организации ухода за нетрудоспособными гражданами.

Please publish modules in offcanvas position.