Уроженец города Крупки, выпускник городской школы № 2. Вместе с аттестатом о среднем образовании получил права водителя. Поступил в Жодинское СПТУ № 75 на специальность «электрогазосварщик». В апреле 1985 года Сергея призвали в ряды Вооруженных Сил СССР. С пересыльного пункта города Борисова поездом прибыл в Ташкент. Затем – в поселок Геок-Тепе Ашхабадской области в горный лагерь. Оттуда через некоторое время был переведен в пустынные районы Марыйской области Туркменской ССР – город Иолотань в/ч 51087.
Дела идут хорошо…
В письмах домой Сергей сообщал: «Служба моя идет нормально. Из военкомата нас повезли в Минск, там прошли комиссию, распределили по командам и отвезли в Борисов (Лядищи) на распределительный пункт в карантин. Будем здесь числа до 23-24 апреля, а потом за границу, наверное». Борисов, 17.04.1985 г.
«Из Борисова мы выехали 23 в 19.00 в Москву. 24, в 13.10, из Москвы в Ташкент. 28, в 5.30, были в Ташкенте. Потом поехали на Ашхабад, 29 вечером были уже в лагере. Лагерь учебный, вокруг горы и еще +30-39 градусов. Живем в палатках, есть хватает. До июня должны принять присягу, потом, наверное, дадут машину и буду служить». Ашхабад-Геок-Тепе, 10.05.1985 г.
«За грязный конверт и бумагу не обижайтесь. Пишу с полигона на перекуре, так что ничего лучшего не нашлось. В конце июля мы уедем в Келету на горное вождение, а потом с 1 до 10 августа всех перебросят выполнять свой интернациональный долг в ДРА. Вчера в полку принимали присягу». Иолотань, 3.06.1985 г.
«Жара здесь стоит 40 и более, но сейчас уже для меня это не жара, когда меньше 30, кажется даже холодно. По утрам здесь вместо петухов в соседнем кишлаке кричат ишаки. Вокруг пустыня, кое-где зелень, но служить здесь можно, скоро дадут новый х/б и вместо сапог ботинки или полусапожки. Только с водой здесь плохо. Но ничего. Вы писали, чтобы я написал, где служу. Так вот, хоть у нас танковый батальон, но танка только два, а машин много, и я буду водителем машины. Проходил вождение, техническую часть ЗИЛ-131. По всей вероятности, я и буду служить на этой машине. Скоро, где-то в конце июля, уедем на другой полигон в г. Келету на 500 км марш и горное вождение». Иолотань, 12.06.1985 г.
«Вчера ездили на вождение к границе с Афганистаном в Кушку. Проехал я 200 км, получил оценку пять». Иолотань, 28.06.1985 г.
«Дела мои идут хорошо. Пишу это короткое письмо прямо в поезде. Едем мы из Иолотани в Ташкент, а дальше не знаю. На мой старый адрес не пишите. Как только я буду на месте, напишу сам. Не волнуйтесь, всё будет хорошо». 2.08.1985 г.
Потом – Афганистан
Место дислокации рядового Козловского – провинция Кандагар. С лета 1985 года по весну 1987-го проходил срочную службу в 173-м отдельном отряде специального назначения в/ч п. п. 96044 «Р» города Кандагар (3-й отд. мотострелковый батальон – это условное закрытое наименование), который вошел в Афганистан в феврале 1984 года.
Служил рядовой Козловский водителем в 5-й автомобильной роте 1-м взводе обеспечения на машинах ЗИЛ-131, УРАЛ 43-20. В составе колонн ходил в Союз к пограничному советскому городу Кушка – самой южной точке СССР для загрузки и доставки материальных средств, необходимых для жизнедеятельности подразделений отряда. Как рассказывал, подготовка проходила обычно. Инструктаж, постановка боевой задачи, проверка технического состояния автомашин.
О службе в Афганистане Сергей Францевич не любил вспоминать. Тяжело это… Пройти с колонной по разбитой, искореженной взрывами мин и снарядов дороге, через знойные горы с перевалами Рабати-Мирза – высота 1 681 метров над уровнем моря, Мир-Алан – 1 800 метров, Сахра-Сухран – 1 700 метров, Снаб-Баба – 1 670 метром и пустыням Дашти-Марго – пустыня смерти и Регистан – страна песков, где жара достигает 52 градусов в тени, по дороге Кандагар-Герат-Кушка, протяженностью 680 километров, без выстрелов было почти невозможно. Первые опасности подстерегали водителей колонн уже в самом Кандагаре. Дорога проходила через весь город, нужно было пройти «Черную площадь». Этот участок дороги имел необычное название – «1001» на западной окраине, где «зеленка» и разрушенные дувалы подступали вплотную к дороге, где не было лучше места «духам», чтобы бить по колоннам в упор. На расстоянии 100-200 метров от полотна дороги не было ни одного целого дома или дерева. Несмотря на серьезную артподготовку, которая происходила постоянно, этот участок дороги всегда оставался опасным для проезда колонн. Нужно было пройти городской склад ГСМ, «Элеватор», «нагаханский поворот». Обычно дороги были обильно засыпаны гильзами, в кюветах лежала сгоревшая техника. Этот опасный отрезок дороги был нашпигован танками и БТРами, которые стояли через каждые 50 метров…
Время движения колонн – световой день, летом до 16-17 часов, продолжительность рейса – 5-6 суток. Дневных привалов обычно не было. Ночные делались в пунктах охраны маршрутов, которые находились вдоль дороги. Движение колонн осуществлялось в сложнейших боевых условиях, при постоянных диверсионно-засадных действиях вооруженных формирований.
За отвагу
Помимо выполнения обязанностей водителя, как и всем солдатам автомобильной роты отряда, Сергею Козловскому приходилось ходить на боевые выходы в составе 2-й разведывательной роты в пустыню, маскируясь под верблюжьи караваны моджахедов. Наиболее сложной зоной ответственности была зона 173-го отдельного отряда спецназначения. В нее входила восточная половина пустыни Регистан и южная часть Газнийско-Кандагарского нагорья – горно-пустынная местность. Частично через зону отряда на юге, через Регистан и Дашти-Марго проходили караванные маршруты, по которым, в основном, шел наркотрафик, а также поставлялось оружие и боеприпасы. Интенсивность этих маршрутов, идущих из Пакистана, была очень высока. Наиболее напряженным было юго-восточное направление, которое прикрывал Кандагарский отряд. Ландшафт зоны ответственности отряда в основном позволял моджахедам использовать автомобильный транспорт для организации поставок оружия и боеприпасов на территорию Афганистана. В районе пустыни Регистан, где движение на автомобилях было невозможно, доставка оружия осуществлялась верблюдами. В горных районах Ислам-Дара (Хакрез), Чинарту, Апушела, Вастичигнай, Хадигар находились крупные базовые районы моджахедов. Все они были в зоне Кандагарского отряда. Основные из них были захвачены и разгромлены в феврале-августе 1986 года.
Перед «дембелем», в 1987 году, Сергей Козловский был награжден медалью «За отвагу». Службу закончил в апреле в звании сержанта и должности старшины роты.
Вернулся домой, работал водителем в автобазе № 16, на Крупском льнозаводе. Женился, воспитывал сына Виталия. Жизнь налаживалась – а в душе оставался «афганцем», в ушах гудел Афган… 3 февраля 1996 года Сергея Козловского не стало – воспоминания будут жить…
Подготовлено по материалам Крупской РО ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».