Учитель, врач, юрист, экономист…
– Только однажды я решила поменять свой выбор, – рассказывает Людмила Иосифовна. – Написала, что хочу стать врачом. Это было время, когда болел мой дядя, и, теперь я уверена, в восьмом классе именно этот факт стал причиной искреннего желания помогать людям в вопросах сохранения здоровья. Помню, как была удивлена мой классный руководитель: «Людочка, ты же – прирожденный педагог…». И я, поразмышляв еще годик, вынуждена была согласиться, что учить детей мне хочется значительно больше. Оставалось выбрать лишь предмет, который буду преподавать. И тут особо долго не размышляла. Как только мы стали решать задачи по химии и ставить опыты, я почувствовала – это мое! Скажу вам, я даже свою одноклассницу, которая в будущем видела себя продавцом, за собой в педагогику привела.
Заглянув в воспоминания, наша собеседница описала день, когда вместе с подругой они с аттестатами в руках поехали покорять вузы столицы.
– Признаюсь, поначалу я даже была согласна поддержать Аллу в намерении поступить в технологический университет, – говорит Людмила Минич. – Да вот незадача: мне там подходила любая из специальностей, ведь практически на каждый из факультетов нужно было сдавать химию. А вот подруга моя не готова была пройти испытание этим предметом. Так что она первая и предложила: «Давай поищем другие профессии». И мы поехали в пединститут. Тут я сразу направилась к стойке, где принимали документы на факультет естествознания. И снова препятствие: кроме химии нужно сдавать биологию. А вот с ней я уже не особо дружила. Третьим пунктом нашего назначения был выбран БГУ. И знаете, только мы зашли в это фундаментальное здание, пропитанное духом науки, сразу почувствовали: отсюда так просто не уйдем – только с дипломами. Я выбрала химфак, Алла филологию. Помню, что меня даже сложные экзамены не испугали. Кроме химии нужно было сдавать физику, математику, написать сочинение.
Однако медицина и педагогика были не единственными профессиональными дорогами, по которым могла пойти юная Людмила. Ее дядя, который работал юристом в г. Борисове, очень рекомендовал ей выбрать юриспруденцию. А отец мечтал видеть дочь студенткой экономического факультета института народного хозяйства. Он даже с председателем местного сельхозпредприятия договорился о целевом направлении. Но выпускница школы тогда свое будущее представляла несколько другим. Зато мать, которая сама работала в школе, ее полностью поддерживала, профессию учителя считала наиболее достойной для старшей дочери-отличницы.
– Знаете, в то время авторитет учителя был настолько незыблемым в глазах учеников и родителей, что очень многие медалисты даже не рассматривали другие варианты, готовясь к поступлению в вузы, – замечает Людмила Иосифовна.– В школе, где я училась, практически каждый педагог был яркой личностью. Учителя в возрасте нас восхищали знаниями, характером, интеллигентностью, молодые специалисты – талантами и организаторскими способностями. Мы готовы были сутки напролет находиться в стенах класса – учиться, вечером дополнительно заниматься на факультативах. Старшеклассники стремились активно поучаствовать в подготовке многочисленных мероприятий, вечеров. Помню, приехал к нам работать молодой учитель физики, который еще и на гитаре прекрасно играл, так все девчата были в него влюблены, мы ходили с ним в походы, пели песни у костра.
Крупщина позвала дважды
Первым местом работы по распределению для Людмилы Иосифовны стала Хотюховская школа. Директором тогда там работал Дмитрий Дмитриевич Карань. Девушке очень нравился дружный и очень теплый коллектив, поддержка старших коллег, учебная атмосфера.
И все же по истечению срока отработки она решила вернуться на родину в Червеньский район. Приехала домой и вышла замуж. В семье родилась первая дочь. Но тут бывшие коллеги и друзья из Крупского района стали активно звать вернуться назад. И даже мужу место работы подыскали, описали перспективы получения жилья. Так Людмила снова оказалась в Крупках. Сняли квартиру в поселке Крупском, и в скором времени, по выходу из отпуска по уходу за ребенком, молодая учительница была приглашена на работу в местную школу на должность завуча. Жизнь снова завертелась по привычному кругу: дом, уроки, проверка тетрадей, написание планов, снова дом, снова уроки…
– Самое сложное в работе педагога – это тот факт, что ее нельзя ограничить рамками восьмичасового рабочего дня, – говорит Людмила Иосифовна.– Учитель работает и в классе, и дома. Кроме того, он остается учителем в любое время суток, в любой ситуации. Поэтому призвание в этой профессии – важный элемент успеха. И все же скажу вам честно, в ту пору и близко не представляла, что темп работы завучем в большой городской школе может быть в несколько раз более стремительным. Прочувствовала головокружительный бег времени, когда в 1996 году мне предложили перейти работать в СШ № 2 г. Крупки. Признаюсь, было боязно. Ведь в этой школе, которая впоследствии стала лицеем, а затем и гимназией, тогда обучалось порядка 900 учеников. Ребята учились в две полные смены. Кабинеты для занятий им нужно было распределить по часам и профилям. Первые два рабочих дня я сидела и в полном смысле слова ломала голову над расписанием. Помню, что при входе в школу было ощущение, что ты попадаешь в муравейник, где все почему-то постоянно куда-то спешат. Подобное чувство сейчас у меня бывает лишь в Минске, когда выходишь из электрички и спускаешься в метро. Но к этому ритму быстро привыкаешь. За десять минут, пока длится перемена, мы, работники администрации, должны успеть решить множество организационных моментов, побеседовать с учителями, проконтролировать их работу и подготовиться к собственным урокам. Иногда заходишь в гимназию, и, кажется, только минута пролетела, а смотришь в окно – уже рейсовый автобус на 17.00 от остановки отправляется.
В работе учителя, по мнению Людмилы Минич, есть один огромнейший бонус. И он словно магнит заставляет педагога спешить сюда каждый новый день. Этот бонус – вечная молодость.
– Мы – учителя – работаем много, это чистая правда, – констатирует Людмила Иосифовна. – Выдержать работу, о которой ты думаешь круглосуточно и даже в отпуске, способен лишь человек с призванием. Поэтому учителями работают люди, готовые отдать своей работе душу. Некоторые уходят, но вскоре возвращаются. В чем же секрет этого притяжения? Я думаю, что в множестве положительных эмоций, которые мы получаем от своих учеников. Ведь даже если ты в школу приходишь не в очень хорошем настроении, то оно мгновенно меняется, как только входишь в класс, где тебя ждут дети. И ты этим живешь, чувствуешь постоянный прилив энергии молодости. Мне иногда кажется, что у учителей не бывает возраста.
Рецепты отдыха
Сравнительно недавно Людмила Иосифовна все же нашла одно действенное средство, которое помогает ей на время отключить голову от вечного планирования школьных дел. И средство это – путешествия.
– У меня есть несколько хобби, которые помогают отвлечься от работы, – говорит она. – Первое, и самое давнее – это огород. Люблю наблюдать весной, как всходят посадки, все начинает цвести. Иногда стою так, любуюсь свежими грядками, клумбами и вздыхаю: «Красота-то какая!» А муж смеется: «Красота будет осенью, когда урожая дождемся». Я с ним не спорю, однако и переубедить меня ему не удается. Мне всегда нравится не столько результат, как сам процесс работы.
И второе любимое занятие Людмилы Минич – приготовление блюд и прием гостей. У нее две уже взрослые дочери, которые живут в Минске. А стоит им приехать, мама всегда накрывает вкусный стол. С пирогами и домашними тортами. Неоднократно оценивали гостеприимство этой семьи и их многочисленные друзья. Людмила Иосифовна рассказывает, что раньше они активно семьями отмечали все дни рождения взрослых и детей. Сейчас встречаются несколько реже. Но, когда это происходит, в доме настоящий праздник!
– Устаю, конечно. Но эта усталость радостная, – улыбается она.– Я ведь сегодня большую часть времени дома нахожусь одна. Муж часто в командировках. У дочерей своя жизнь. И по вечерам дома я практически всегда занимаюсь бумажной школьной работой. Так что прием гостей, это хорошая эмоциональная встряска.
Самый основной рецепт отдыха для учителя, по мнению Людмилы Минич, это путешествия. Ведь только в дальних поездках, по ее собственному признанию, она отвлекается от любимой работы. В прошлом году дочери сделали ей подарок – поездку в Париж и на Лазурный берег Франции. И вихрь положительных эмоций накрыл ее с головой. А в этом году они побывали в Испании…
– Жалею, что раньше мы мало путешествовали семьей, – говорит она. – И не обязательно ехать далеко. В поездке я восхищаюсь архитектурой, новыми местами, знакомствами. А приезжаю домой, и не меньшее количество позитивных эмоций получаю, когда захожу к себе на огород, где все подросло, зазеленело, распушилось. Летаю первое время, как на крыльях.
Новые надежды
Новый год учителя празднуют дважды. Один, как и все – с 31 по 1 января. А второй особенный, профессиональный – 1 сентября. Именно в День знаний в школах начинается новый круговорот событий, на которые педагоги возлагают множество планов и надежд.
– Почти двадцать лет исполнилось с того момента, как я пришла в коллектив СШ № 2, – отмечает наша героиня. – И за это время люди, которые мне казались когда-то такими далекими, вечно спешащими, стали очень родными, близкими. Все они разные и одновременно похожие своей добротой, преданностью делу. Неправду говорят, что незаменимых людей не бывает. В учительском коллективе можно заменить лишь должность, личность заменить невозможно. На смену приходит новый учитель – хороший, полон идей, желания работать. Но это, поверьте, уже другой учитель. Его также будут любить дети, но и предыдущего своего наставника не забудут. И в этом еще один бонус нашей работы. Мне нравится наш коллектив – сплоченный, ответственный, целеустремленный. Верю, что в новом учебном году под началом директора гимназии он сумеет покорить новые вершины.