С героем публикации я договорилась встретиться после его возвращения из рейса. Несмотря на то, что отработал до самого вечера, он не казался уставшим. О своей работе он говорил в хорошем настроении и с большим удовольствием:
– Тружусь как все. У нас в коллективе много достойных людей.
И Василий Александрович – один из них. Это подтвердят жители тех населенных пунктов, куда каждый день приезжает его автолавка.
– 22 года я работаю водителем в райпо, – продолжил мой собеседник. – Прямо самому не верится. Вначале развозил хлеб по магазинам. Затем пересел на автолавку. Позже предложили полставки продавца. Когда только устроился на работу, скажу, что было сложнее. Машина, на которой последние несколько лет езжу, очень отличается от своей предшественницы. Сначала был «Газон», в котором открывалась задняя дверь – и оттуда подавался товар. Сейчас его сменил фургон, оснащенный всем необходимым для хранения и транспортировки продуктов питания. Раньше и весов не было, весь товар был фасованным. Ассортимент товара был неплохим, но с появлением оборудования он, конечно же, значительно расширился. Не универсам, но выбрать здесь можно самые разные продукты питания и многие товары повседневного спроса.
Так как передвижной магазин приезжает в деревню в основном два раза в деревню, сельчане закупаются основательно. Хлеб, молоко, мясо, крупы, сыр, рыба, колбасы, конфеты и печенье – стандартная закупка. Василий Александрович принимает заявки и на доставку других товаров: от продуктов, которых нет в ассортименте, до стройматериалов. За годы работы в торговле он хорошо усвоил не только свои обязанности, но и изучил вкусы и привычки покупателей.
Каждый день у водителя-продавца разный маршрут. За неделю он обслуживает более 70 деревень, это около 1000 жителей. Сейчас деревни заметно оживились: приехали в гости к родителям дети и внуки. Начался сезон у дачников, безусловно, торговля в автомагазине идет более активно, поэтому и возвращается Василий Александрович домой поздно вечером.
– В какое время года сложнее работать? – интересуюсь.
– Зимой сложнее – как водителю, а летом – как продавцу, – отвечает Василий Александрович. – Хотя летом выручка больше. Вообще, я трудностей не боюсь. Если они встречаются на моем пути, то с легкостью их преодолеваю. Главное – с оптимизмом смотреть вперед. Однажды зимой так забуксовал в снегу, что долго выехать не мог. Я же по отдаленным деревням езжу, куда снегоуборочная техника не всегда быстро добирается. Ну, ничего. Помахал лопатой и проложил себе дорогу. А бывало, случалась поломка в дороге. Тогда волнуюсь, что останутся мои бабушки и дедушки без хлеба и молока. Этого я допустить, ну, никак не могу. Поэтому стараюсь быстро разобраться с поломкой и еду дальше. Таких случаев за время работы было немало.
Вообще, любая машина, особенно та, которая не простаивает ни дня, может «дать сбой», и тогда возникает срочная необходимость что-то отремонтировать, заменить. Василий Александрович без лишних слов берется за это дело, и успешно справляется. Еще бы! Василий Александрович, можно сказать, с 4 класса технику изучал. Так получилось, что десятилетний Вася во дворе нашел книгу об устройстве грузовой машины. Всю прочел. Тогда он серьезно заинтересовался техникой. Чуть позже решил, что когда вырастет, обязательно сядет за руль автомобиля. Правда, отучился на помощника машиниста тепловоза, какое-то время работал путейцем. Но душа все-таки лежала к другой профессии – шофера. Пошел учиться в автошколу, получил права. Сдал, конечно же, с первого раза.
– Сколько радости тогда было, – вспоминает Василий Александрович. – Не передать словами.
Глаза моего собеседника сразу заблестели. Он рассказывал так, будто это было вчера. Вспомнил инструктора по вождению, как проходили экзамены...
– Когда ко мне на стажировку приходит молодежь, то, глядя на ее, я вспоминаю себя – неопытный, но с огромным желанием реализовать себя и свои возможности, – рассказывает Василий Александрович.
Конечно же, выдержать ритм и напряжение ненормированного рабочего дня непросто. Тем более товара необходимо брать много, чтобы был и запас, и ассортимент, и выбор, и чтобы покупательский спрос жителей отдаленных деревень всегда можно было удовлетворить по максимальной потребности.
Желания сменить профессию у Василия Александровича никогда не было. Судя по азарту и настроению, с которым он выполняет свою работу, можно не сомневаться: он – на своем месте. Ответственность, аккуратность и коммуникабельность – эти качества, необходимые водителю автолавки, совмещающему к тому же функции продавца, точно есть у моего собеседника. Любое пожелание покупателя Василий Александрович всегда старается выполнить вовремя. За это люди не скупятся на благодарности в его адрес. В маленьких населенных пунктах, где по пальцам можно пересчитать жителей, встречают его с радостью и со всей душой, обращаются с самыми разнообразными просьбами.
– Люблю свою работу, – говорит наш герой. – В первую очередь за то, что она дает возможность общаться с людьми. Легко ли работать с людьми? Конечно, несмотря на то, что они все разные – и к каждому нужен индивидуальный подход. Но за столько лет работы я привык к ним. Покупатели в основном – пожилые сельчане. Порой им нужно и несколько раз повторить стоимость покупки, и подать ее так, чтобы бабушке или дедушке с тросточкой было удобно взять.
Проедет Василий Александрович по деревне, несколько раз просигналит, затем паркуется. В каждом населенном пункте есть специальное место, где останавливается автомагазин. Но мой собеседник в некоторых деревнях – для удобства пожилых людей – останавливается в нескольких местах. Большинство сельчан уже в ожидании. Другие, заслышав гудок, спешно выходят из дому. Василий Александрович знает практически всех своих покупателей. И если кто-то не пришел, то обязательно поинтересуется у других, почему. Всегда обслуживает вежливо, не торопит, да и уже знает, что кому надо, и даже напоминает, чтобы не забыли. Обязательно остановится возле дома, где живут одинокие бабушки или дедушки, которым трудно ходить. Знает не только предпочтения своих постоянных покупателей, но и их жизненные истории. Для жителей деревень автолавка не просто магазин на колесах, но и повод для встреч и общения.
Свободное время Василий Александрович проводит на даче. Есть у него мини-трактор, который он собрал своими руками. Пашет, культивирует, боронует… Трактор – первый помощник в хозяйстве. Теперь в горячую пору не надо никого просить помочь техникой. Трактором и картофель обрабатывать можно, и органику привезти – в общем, любые сельскохозяйственные работы с ним, не в тягость. Железный «помощник» заметно облегчает труд. Зимой Василий Александрович в гараже занимается его модернизацией, готовится к следующему сезону.
– Как же приятно смотреть на ухоженный огород, а затем на выращенный урожай, и осознавать, что все это сделано своими руками, – говорит Василий Александрович. – Иметь небольшой участочек земли для своего хобби – это настоящее богатство. Для меня огород – это радость, отдых и удовольствие. Я считаю, что результат будет тогда, когда берешься за дело в хорошем расположении духа и с охотой. Работа на земле занимает практически все свободное время. Когда-то еще был увлечен рыбалкой. Но недолго, понял, что рыбалка – это не для меня. Кстати, в юности сам научился играть на баяне. Тогда это было, как сейчас говорит молодежь, модно. Значит, загорелся я желанием овладеть навыками баяниста. Поначалу мне казалось, что это так сложно. Не понимал, как это одновременно двумя руками нажимать на клавиши. Оказалось, что не так уж сложно. Просили меня на различных молодежных посиделках играть. Было весело. Бывало, соберемся своей компанией, я играю на баяне, а все танцуют. И теперь иногда беру в руки музыкальный инструмент, пальцы все помнят.
…Василий Леонович – добросовестный, ответственный работник, с приветливой улыбкой, с добрым словом. И в этом тоже кроется секрет того, что его с нетерпением ждут люди. Именно это является для моего собеседника тем маяком, который из года в год ведет его автолавку по таким знакомым и уже ставшим родными дорогам нашего района.
Мы попрощались, завтра ему снова в дорогу, туда, где его ждут, где будут встречать с радостью и провожать с благодарностью, желая счастливого пути.