– Евгений Анатольевич, прошел еще один непростой год для экономики. Как оцениваете текущую ситуацию для вашей организации?
– Кризисные явления, которые начали проявляться в мировой экономике с 2008 года, до сих пор имеют негативные последствия для всего мира и нашего государства. Естественно, в этих непростых условиях нашему предприятию пришлось скорректировать стратегию развития. Вы знаете, что ООО «Татьяна» – предприятие многопрофильное. Мы работаем в сфере торговли, производства, услуг и строительства. Но основным видом деятельности была и остается торговля. Не трудно заметить, что розничный ритейл в Беларуси развивается, как и во всем мире, но с некоторым опозданием. И, основываясь на этих наблюдениях, мы можем сделать прогноз, что через несколько лет (примерно 5-7 лет) крупные сети в стране будут занимать 80% рынка, а 20% – несетевая торговля. В результате такие небольшие сети, как наша, и чуть побольше (потребительская кооперация) вынуждены будут прекратить свое существование. Вы знаете, что с ООО «Евроторг» подписан договор. Согласно этому документу мы обязаны предоставить помещение в аренду в строящемся торговом комплексе для размещения магазина сети «Евроопт».
– Какие изменения с приходом крупной сетевой кампании произойдут в сфере торговли региона?
– С открытием магазина половина продовольственных магазинов, расположенных в городе Крупки, закроется. Произойдет перепрофилирование торговых объектов. Наш рынок тоже претерпит изменения, потому что точкой притяжения станет магазин Евроопта. Что касается торговли непродовольственными товарами, то и здесь нас ожидают большие перемены, потому что Беларусь, находясь в таможенном пространстве, взяла на себя обязательство соблюдать единые технические регламенты. А это значит, что все товары, продаваемые на территории нашей страны, должны иметь сертификаты качества. Индивидуальные предприниматели, которые завозят товар без документов, об этом знают и прекрасно понимают, что, не перестроив свой бизнес, с первого января следующего года они вынуждены будут прекратить деятельность.
– Вы как-то совсем не радужно описали будущее индивидуальных предпринимателей торгового сектора… И что же делать им?
– В моем прогнозе нет ничего мрачного и непредсказуемого. Я всегда уважал и уважаю людей, которые самостоятельно, на свой страх и риск пытаются что-то производить, продавать или оказывать услуги. Как правило, это достаточно хорошие стратеги, которые умело ведут дела. Со своей стороны предпринимателям, которые занимаются торговлей, могу рекомендовать следующее. Во-первых, сертифицировать товар или искать легальных поставщиков товаров. Во-вторых, использовать франшизу. Франшиза предполагает работу под официальной торговой маркой, по их технологии и с их товаром. Кстати, по моему мнению, использование франчайзинга набирает оборот в нашей стране. И тот, кто быстрее успеет занять данную нишу, сможет опередить своих конкурентов и укрепиться на рынке.
– Расскажите более подробно о франчайзинге.
– Нетрудно заметить, что одежда и обувь как на вещевых рынках, так и в модных магазинах довольно часто производится в одних и тех же странах. Это Турция, Китай, Индия, Бангладеш. Однако на этом сходство заканчивается. Брендовые марки масс-маркета (ориентированные на массового покупателя) сегодня также размещают производство в азиатских странах, ориентируясь на сочетание хорошего продукта и минимальной цены. Они четко отслеживают технологические процессы производства и безопасность товара. Таким образом, сегодня понятие «одежда, изготовленная в азиатских странах», не равно понятию «некачественный товар». Вещевые рынки продают просто одежду. Бутики – модный и качественный товар. Каждый представленный бренд имеет свой стиль, свою идентичность, своего покупателя. Мода дает возможность людям заявить о своих вкусах, статусах и предпочтениях. Таким образом, мы уже наблюдаем тенденцию вымирания вещевых рынков на фоне укрепления позиций торговых центров. И этот процесс неизбежно будет прогрессировать в будущем, так как частное предпринимательство не способно конкурировать с большими кампаниями по ценам и по объемам продаж. Поэтому лучший выход для предпринимателей – поиск возможностей покупки франшизы.
– И во сколько может обойтись частнику такое приобретение?
– Стоимость приобретения франшизы стартует от 5 тысяч условных единиц и достигать 200 тысяч и выше. Чем более известный и раскрученный бренд, тем дороже стоимость франшизы и купить ее труднее.
– А если и таких денег нет?
– Можно искать возможности представлять интересы производителя и без денег, на условиях представительства, фирменной секции или попытаться работать на условиях договора о совместной деятельности.
– А что вы посоветуете начинающим предпринимателям, которые в денежных средствах ограничены?
– У нас в стране нет венчурных фондов, других кредитных учреждений, которые бы могли финансировать начинающих предпринимателей. Но практически любой бизнес в нашей стране начинается с так называемого «дружественного» капитала. Это деньги друзей, родственников –тех, кто в вас верит и готов на определенных условиях или без условий одолжить свои накопления под начало бизнеса. Помимо этого, в республике проводятся так называемые конкурсы «стартапов». И если вы готовы предложить что-то такое, что заинтересовало бы инвестора, то и в этом случае можно начать свое дело и без начального капитала.
– Чем, по вашему мнению, на сегодняшний день стоит заняться предпринимателям?
– Предполагаю, что примерно каждый третий заработанный рубль жителями нашего района «уезжает» из региона. А это значительная сумма. Так почему бы нам не попробовать часть этих денег оставить в районе? У нас не хватает всевозможных медицинских, образовательных и других услуг. Недостаточно предприятий общепита (детских и интернет- кафе). Необходима организация небольших импортозамещающих производств. Иначе говоря, в районе есть чем заняться людям, которые хотят и могут работать.
– Поделитесь и вы, как ваше предприятие будет работать с приходом такого крупного сетивика, как « Евроопт»?
– Мы постараемся нашу торговлю переориентировать на другой ассортимент товаров, который будет наименее представлен в «Евроопте».
– Расскажите о строящемся комплексе, где будет размещен торговый центр?
– Общая площадь комплекса составляет 6,5 тысяч квадратных метров. Из них под торговлю отведено около 4 тысяч метров, остальное – под ресторан, кафе, гостиницу, салон красоты и офисные помещения. Как я говорил ранее, якорным арендатором тут выступает ООО «Евроторг». Также заключены предварительные договоры с сетью «Мила» и аптечной сетью. На сегодняшний день мы открыты для диалога со всеми предпринимателями и организациями для заключения предварительных договоров аренды или продажи помещений.
– На каком этапе строительство?
– За два года в строительство инвестировано около 7 млрд руб. На сегодняшний день есть предварительная договоренность с Банком развития о выделении кредита в 20 млрд рублей. Надеюсь, что к 1 сентября 2016 года комплекс заработает и примет первых посетителей.
– Вы не боитесь конкуренции?
– Нет. Уверен, когда существует высокий уровень конкуренции, выигрывают все. Покупатель получает лучшее качество за меньшую цену, продавцу приходится применять новые технологии, формы и методы торговли и тем самым развивать предприятие. А на выходе мы имеем движение вперед. А движение – это жизнь. И коллегам-предпринимателям хочу пожелать в будущее смотреть с оптимизмом и не терять веру в собственные силы.