Эксперты – начальник Крупского района газоснабжения Дмитрий Монич, заместитель начальника отдела архитектуры и строительства и жилищно-коммунального хозяйства райисполкома Екатерина Чеснович, заведующий сектором идеологической работы отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Елена Сорокина, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Ольга Щеглова, главный редактор районной газеты «Крупскі веснік» Марина Бородавко и корреспонденты издания.
Разговор начался с рассмотрения проблемы крупчанки Светланы Шевелевой. Женщина ранее изложила ее суть по телефону и высказала пожелание принять участие в работе диалоговой площадки лично.
– У меня проблема с котлом, – говорила Светлана Алексеевна.– Началась она в сентябре прошлого года с того, что котел стал время от времени гаснуть. Я вызывала аварийку. Специалисты газовой службы определили, что проблема в трубе, отводящей угарный газ. Трубу отремонтировали (в ней была обнаружена трещина), но всей проблемы это не решило. Котел все равно гас. В итоге к весне я вообще включить его не могла. Как оказалось, автоматика вышла из строя. Специалисты горгаза рекомендовали мне либо менять автоматику, либо полностью котел, так как срок его эксплуатации на исходе: отработал 13 из положенных 14 лет. Но если честно, то я не готова сейчас менять котел полностью. И дело даже не в материальных затратах. Просто человек я пожилой и живу одна. Я знаю, что установка – дело не одного дня. Нужны специалисты. И мне хотелось бы, чтобы они практически мне помогли, так как им проще разобраться, какое оборудование надо закупить и где его брать. Самой мне это сделать сложно.
Начальник Крупского района газоснабжения Дмитрий Монич отметил, по этому вопросу его специалисты уже начали работу. В настоящее время они обзванивают предприятия, где, возможно, есть нужная автоматика, однако проблема в том, что фирма уже не выпускает эту модель. А оборудование обновленной версии к предыдущей не подходит.
– Поэтому тут два варианта развития событий, – говорил он заявительнице. – Первый: мы найдем автоматику и установим ее вам. Если не удастся, то вторым вариантом считаем только замену вашего котла на новый.
– Хорошо. Этот вариант меня также устроит, – согласилась Светлана Алексеевна. – Но все же хочу оговорить один момент: есть ли возможность котел приобрести через Крупский район газоснабжения? Я очень боюсь ошибиться.
А дальше диалог был следующий.
Дмитрий Монич:
– Прежде чем дать пояснения по вашему видению проблемы, хочу привести параллель: если у вас дома выходит из строя холодильник и не подлежит ремонту, вы ведь купите новый?
Светлана Шевелева:
– Конечно.
Дмитрий Монич:
– Вот и в случае с котлом – новый покупать придется. Это такой же предмет быта, как и другие в вашем доме. Одно но: для отключения старого котла от системы газоснабжения и подключения нового нужны специалисты газовой службы; для подключения его же к системе вентканалов и водоснабжения – специалисты коммунальной сферы. Это две независимые друг от друга структуры. Единой службы подключения котлов у нас нет. Поэтому организационные вопросы решать все же придется вам.
Что касается рекомендаций по определенной марке котла, то Дмитрий Монич ответил, что тут дело личных предпочтений и материальных возможностей. Конкретную рекомендацию относительно производителя можно расценивать как лоббирование чьих-либо интересов. «Скажу одно, работать будет любой» – подчеркнул он.
Затем был озвучен вопрос жительницы улицы Полевой аг. Замки Елены Губановой. Она сообщила в редакцию по телефону следующее: «Наша семья многодетная. В агрогородке газификация есть везде, кроме небольшого участка улицы Полевой, где как раз находится наш дом. Ранее мы обращались к руководителю сельхозпредприятия с этим вопросом, и он обещал, что будет дальше идти строительство улицы, и тогда обязательно к нам проведут газификацию. Однако планы поменялись, строительство так и не осуществилось. Как следствие, мы остались без газа. Согласны также и на электрификацию. Подскажите, что нам делать».
– Начну с разъяснения возможности газификации данного дома, – отметил Дмитрий Монич. – Можно провести газ по Указу № 368, согласно которому 70% средств выделяется государством, а 30% оплачивает потребитель. Это возможно сделать даже одному абоненту. Только нужно подать соответствующую заявку в службу «одно окно». А если есть желание и возможность удешевить затраты, разделив их с соседями, то потребуется создание кооператива. Пропорции государственных и личных средств будут те же. Просчитать, во сколько обойдется все это, на данный момент можно лишь грубо. Нужно знать точную протяженность газопровода, учесть состояние дома (нужно ли приобретать батареи, вести их разводку по комнатам), также котлы газовые по стоимости бывают разные. Для того, чтобы все определить детально, необходимо изготовить проектно-сметную документацию. Что касается электрификации дома, то при наличии технической возможности, она обойдется, скорее всего, даже дешевле. Ведь автоматически вычитается из расходов стоимость проведения газопровода к дому.
– Да, это действительно выгоднее в материальном отношении, – подключается к разговору Екатерина Чеснович. – Но нужно точно знать наличие технической возможности. Заявка подается в службу «одно окно», и там уже подскажут, как действовать дальше. Что касается газификации, то сейчас у нас нет очереди, сделать все реально. В этом году уже возможно начать работу по проектированию, стоимость которого также оплачивается в пропорции: 70% государственных средств – 30% личных. Что касается газификации дома со 100% покрытием расходов за счет государства, ее нет. Согласно Указу № 72 государство должно обеспечить район индивидуальной жилой застройки минимальным уровнем инженерно-транспортной инфраструктуры. К этому относится водопровод, электроснабжение и улица в песчано-гравийном исполнении. Газификация сюда не входит.
Крупчанка Татьяна Лахцутко обратилась по двум проблемам. Татьяна Васильевна пришла в организацию, позвонила – в итоге прождала 40 минут под дождем. А недавно ее знакомая пожаловалась, что прождала на солнцепеке длительное время. При этом условий для ожидания не было. Из этого следует вопрос: можно ли решить проблему в пользу клиентов? Второй вопрос звучит так: «Могу ли я не впускать в домовладение специалистов, которые приходят на техническое обслуживание газового оборудования? Возник вопрос, исходя из опыта, когда я осталась недовольной их работой».
Дмитрий Монич пояснил:
– Сейчас идет реконструкция административного здания. С начала ремонта на дверях висит объявление с извинениями за временные неудобства. Осенью в связи с пандемией и согласно приказу клиентов запускали в здание по одному человеку. Над крыльцом есть навес, чтобы можно было укрыться от дождя и прямых солнечных лучей. А скамеечка чуть дальше стоит. Потом мы открыли вход с обратной стороны здания. Там есть беседка, где ожидают своей очереди клиенты. Скоро заработает центр обслуживания населения – прием будут вести три специалиста по разным направлениям. В коридоре будут места для ожидания, в том числе и детские – с раскрасками, карандашами. Что касается второго вопроса, ежегодное техническое обслуживание газового оборудования является обязательным. Домовладелец не имеет права препятствовать доступу специалистов в дом. Но хозяин сам вправе выбирать организацию или фирму, которая будет производить техническое обслуживание. Для этого необходимо заключить договор. Во время осмотра специалист ставит в известность домовладельца о том, какие работы будут произведены и какова их стоимость. Затем оформляются необходимые документы, которые для отчета предоставляются в Крупский район газоснабжения.
Подготовили Ольга БАРАВУЛЯ и Инна ГАРА.