Как отмечает заместитель председателя Крупского райисполкома Юлия Комарова, сфера торговли нашего района в большей степени представлена прекрасной половиной человечества – женщинами. Именно они встречают нас с доброжелательной улыбкой на лице за прилавками магазинов, изучают спрос, поддерживают ассортимент товаров. Хорошо с этой работой справляются и мужчины. Они прекрасные стратеги, а потому умело руководят предприятиями торговли в регионе, находят собственную нишу и уверенно занимают ее. Главное, что объединяет людей, успешных в этой сфере, – умение найти подход к покупателю, вежливость, устойчивость к стрессовым ситуациям и трудолюбие, любовь к своему делу.
Профессионализм торговых работников помогает в решении одной из главных задач – удовлетворение социальных потребностей населения. Именно благодаря им, у крупчан есть выбор продуктов, одежды, обуви, бытовой химии, автотоваров и много другого.
Торговля была и остается одной из наиболее важных отраслей экономики и развивается сегодня как никогда динамично и стремительно. В нашем районе работают государственные и частные магазины шаговой доступности (более двухсот), есть торговый центр, два рынка, в малонаселенные пункты выезжают автолавки. Торговая сеть растет и изменяется в зависимости от спроса населения. Постоянно расширяется ассортимент товаров, меняется вид торговых объектов, повышаются качество услуг и уровень обслуживания.
Действительно, сегодня в сфере услуг успешен тот, кто умеет работать с людьми. И независимо от того, на себя ты работаешь либо по найму: покупатель обязательно вернется туда, где его приняли вежливо, смогли выслушать и даже угадать, почувствовать предпочтения. А что думают по этому поводу сами работники торговой сферы, почему выбрали эту профессию и чего желают коллегам – давайте узнаем вместе.
Наталия МОЗГОВА, продавец и владелец магазина «Глория»:
– Жизнь так сложилась, что профессия выбрала меня сама. После школы я училась в Вязьме заочно на юриста, и чтобы дома не сидеть без дела между сессиями – устроилась продавцом цветов в нашем городе. А как пошла работать в эту сферу, так и почувствовала: это то, чем мне хочется заниматься не временно – постоянно. Уже больше десяти лет в сфере торговли. Из них шесть работаю на себя. Начинала также с цветов, плюс с небольшого ассортимента бытовой химии. Расширили перечень товаров магазина, исходя из спроса покупателей.
Мне очень нравится наш семейный бизнес. Выезжаю к поставщикам товаров для выбора нового ассортиментного перечня всегда в предвкушении найти что-то особенное, интересное и нужное крупчанам. Одежда это, игрушки или аксессуары – хочется угодить вкусу покупателей. И тут не только материальная заинтересованность. Хотя не без этого. Мне хочется, чтобы в мой магазин люди шли не только за необходимыми покупками, но и за настроением. Да-да… Иногда это человеку очень необходимо.
Вы видели когда-нибудь, как у детей горят глаза, когда им приобретают новую игрушку? Как женщины преображаются в момент примерки обновки? Как люди выбирают подарки близким, вкладывая в этот процесс желание подарить радость момента тому, кому покупка адресуется? Быть свидетелем таких событий – не в этом ли наше профессиональное ежедневное и такое простое счастье? Нужно лишь это замечать и чувствовать, тогда каждый день работника торговли будет наполнен особым смыслом. Желаю, чтобы коллеги чувствовали и понимали свою причастность к жизни тех, кто нас окружает.
Марина МАЗАЙ, заведующая магазином «Мила» ЧП «Милтосторг»:
– В торговлю попала случайно. Но это тот случай, благодаря которому я наконец-то обрела работу своей мечты. В юности я пробовала себя в качестве кондитера, повара, бармена, официанта… Но вернулась в родной город и, наконец-то, нашла дело, которое уже не хочу менять ни на какое другое. В магазине я чувствую себя как рыба в воде. Поначалу работала продавцом и, знаете, никогда не ощущала ни малейшего дискомфорта от работы с людьми. Наоборот, общение с покупателями мне всегда приятно. И сейчас, будучи заведующей торговой точки, с удовольствием становлюсь на кассу, если это необходимо. В этом году у меня вообще интересно совпало: завтра буду отмечать сразу три праздника – профессиональный, собственный день рождения и поддержу работников МЧС…
– А третий праздник причем к тебе? – спрашивает коллега.
– А как же не причем, если я спасаю людей от нехватки продовольствия (смеется). А если серьезно, то действительно без нашей работы, здоровой конкуренции в сфере торговли сложно представить жизнь человека. Подумайте сами, насколько это удобно каждый день иметь выбор продуктов и других необходимых товаров. Мне нравится, когда человек из нашего магазина выходит с улыбкой. Нравится помогать ему выбрать продукты. Всегда интересуюсь предпочтениями и, исходя из них, советую, что взять на пробу. Многих постоянных клиентов знаю по именам. Рада, что они есть, заходят к нам часто. Отмечу, мне и с бумагами работается легко. Отслеживаю, чтобы ассортимент товара был полным, делаю заявки, составляю графики работы продавцов… И каждая их этих обязанностей, извините за сленг, мне в кайф. Поэтому коллегам хочу пожелать лишь одного – любить свою работу. Когда она тебе приносит удовольствие – ты счастлив. Ты с утра встаешь в хорошем настроении, и весь день у тебя спорится.
Татьяна ШАЙТАНОВА, заведующая магазином «Алвейс» ООО «АктивТоргИнвест»:
– В торговле – 18 лет, из них 17 – у одного работодателя. Я с детства мечтала об этой работе, и потому выбор мой был осознанным. Начинала, конечно же, с продавца. И уже тогда понимала, что стать профессионалом может лишь тот, у кого энергия бьет ключом, к кому покупатель возвращается. Унылая маска на лице в сфере торговли не приемлема. А чтобы развиваться, необходимы такие качества, как ответственность, взаимовыручка, надежность. Поэтому всегда стремилась соответствовать этим требованиям. В итоге выросла до должности заведующей. Позже была возможность сменить работу. Но не было желания этого делать. Сейчас я даже представить себя не могу на каком-то другом месте. Торговля – это часть моей жизни, от которой не хочу отказываться.
По моему мнению, работник торговли должен быть коммуникабельным, внимательным, приятным, терпеливым, уметь оставлять плохое настроение за дверью магазина. Мы не имеем права делиться с покупателем своим раздражением, недовольством и т.д. Передавать по цепочке лучше всего позитивные эмоции. Где их брать? Получать от любимой работы. И нам нельзя иначе. Желаю, чтобы каждый работник нашей сферы чувствовал, что работает по призванию. Чтобы профессия приносила ему удовольствие. Чтобы не нужно было искать общий язык с клиентом – это получалось налегке, само собою.
Шах Ашраф, продавец и владелец магазина «Игрушки»:
– По образованию я инженер-строитель. В начале 90-х, когда приехал в Беларусь, было сложно найти работу по специальности. В то же время предпринимательство только-только зарождалось. И именно тогда решил заняться тем, что нам, восточным людям, особенно по душе – торговлей. Наша вера считает, что если ты занимаешься торговлей, то делаешь благо для людей. В 1994-м начал заниматься торгово-закупочной деятельностью. Открыл небольшой ларек на улице Ленина в Крупках, где торговал шоколадом, конфетами, жевательной резинкой и другой мелочевкой. Позже перешел на рынок, где предложил покупателю мужскую и детскую одежду.
В 2007 году, когда начали создаваться советы предпринимателей, меня избрали председателем районного объединения. И с того времени занимаюсь не только бизнесом, но и общественной деятельностью. Помогаю решать проблемные вопросы.
Апрель 2019 года считаю новой вехой в нашем с женой семейном бизнесе. Началась она с открытия магазина игрушек. Очень люблю детей. Была бы возможность, я бы детям игрушки бесплатно раздавал. Но, к сожалению, не на столько богат. Свое отношение к юным покупателям реализую через предоставление им возможности приобрести заветные покупки у меня в магазине.
А вообще торговля – это достаточно непростое занятие. Без терпения, умения считать деньги и предприимчивости не обойтись. И с клиентами нужно уметь находить общий язык, независимо от их возраста. И инициативность должна быть, и дальновидность.
Накануне профессионального праздника хочу пожелать коллегам удачи. Если что-то не получается – не отчаивайтесь и не теряйте надежды. Бизнес – такое дело, что сегодня неудача, а завтра наоборот. Все одинаково хорошо не бывает. Тут нужен точный расчет. Цифры его любят. И всегда помните: нужно быть довольным днем настоящим. Жить не завтра, жить – сегодня. Любите жизнь такой, какая она есть.