На протяжении нескольких дней в редакцию поступали звонки от сельчан. Все вопросы и предложения отделом экономики Крупского райисполкома были перенаправлены в Минское областное потребительское общество. Разъяснения получены. На диалоговой площадке подведены итоги.
– Во главе сегодняшней встречи – сервис обслуживания сельского населения, – отметила заместитель председателя Крупского райисполкома Юлия Комарова. – В большинстве деревень товары первой необходимости можно приобрести только в автомагазинах. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» субъект торговли разрабатывает ассортиментный перечень товаров исходя из определенного им самостоятельно ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, утверждаемого Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, – в зависимости от вида и типа, при его наличии, торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера. И в автомагазинах эти моменты стараются соблюдать. А вот тут покупателям важно знать: ассортиментный перечень в автолавке – это минимум, но не значит предел. Во всех автомагазинах имеются книги предварительных заказов, где покупатель может оставить заказ на интересующий его товар, не включенный в ассортиментный перечень.
– Уместно обратить внимание на актуальный момент – взаимодействие между продавцом и потребителем, – продолжила тему начальник отдела экономики райисполкома Татьяна Козловская. – Продавец сейчас должен быть менеджером, который изучает и удовлетворяет покупательский спрос. Особенно это важно на селе, где альтернативы нет. Это должно быть законом профессии.
К СЛОВУ, такое определение прозвучало и в проблеме Людмилы Зубович, проживающей в деревне Клишино. Она рассказала:
– Раньше в деревню приезжал автомагазин. Водитель и продавец – Александр Иванович Портянко. Внимательный и чуткий человек. Знал и учитывал интересы и потребности сельчан. Ассортимент товара – широкий. Александр Иванович поменял работу – ситуация изменилась. Автомагазин по-прежнему приезжает в деревню. Всё – по графику: понедельник, четверг. Только соли нет, сахара нет, уксуса нет… Витрина маленькая – ничего не разглядеть. Ассортимент – оставляет желать лучшего. Цены как в супермаркете «Корона». Автомагазин приезжает в пять вечера – а как быть зимой, когда стемнеет? Зачастую в последний момент сообщают: автомагазин не приедет. А мы ведь ждем целый день. И где взять необходимые продукты, на ночь глядя? Ехать в Новолукомль? Так не у каждого есть такая возможность. Вот и приходится закупаться с расчетом. За стариков обидно…
В Минском облпотребсоюзе прокомментировали:
– Жителей деревни Клишино на постоянной основе обслуживает автомагазин № 13 по согласованному с Крупским райисполкомом графику. Ежедневно объезжает от 8 до 11 населенных пунктов. Рабочий день установлен с 8.30 до 19.30. Однако в летний период рабочий день автомагазина может продлиться до 21.30 – в связи с притоком городского населения. С 16 июля постоянно работающий по маршруту автомагазин был отправлен на ремонт. Временно была организована выездная торговля от объекта общественного питания. В настоящее время ремонт автомобиля произведен – автомагазин № 13 вернулся на обслуживание своего маршрута. Ассортиментный перечень соблюдается – товар, необходимый для реализации в автомагазине, присутствует бесперебойно на складе города Крупки, где происходит загрузка и контрольная проверка автомагазина.
Что касается обращения по отсутствию товара, получение продавцом сахара, соли, уксуса производилось бесперебойно – согласно потребности населения. Однако с учетом сезонности некоторых категорий товара (период заготовки) и расположения деревни Клишино в конце маршрута, возможно, имели место перебои некоторых товаров. По этому поводу с продавцом магазина проведена беседа. В том числе, указано на обязательное обеспечение наличия товара на протяжении всего пути следования.
Относительно цен – вопросы ценообразования регулируются законодательством Республики Беларусь.
Ирина Шабловская внесла предложение провести встречу с жителями Клишино, пригласить представителя Минского облпотребсоюза, напрямую обсудить с сельчанами волнующие вопросы по торговому обслуживанию, на месте дать компетентные разъяснения.
Следующую проблему озвучила Тамара Дубинская из деревни Великий Вязок:
– В деревне – практически одни пенсионеры, 10 человек. Летом в каждом доме – дачники. Приезжает автолавка, к каждому прямо под окно – спасибо за заботу. Раньше привозили борисовский хлеб, теперь – березинский. Нас это не устраивает – качество значительно отличается. Выразили недовольство продавцу. Звонили и в отдел экономики Крупского райисполкома, и в Министерство торговли. Первое время после обращения привозили борисовский хлеб. Пару недель – и всё по новой… Мне 93 года, многое повидала и пережила, но чтобы сегодня не купить хлеб, который по вкусу…
В Минском облпотребсоюзе пояснили:
– В автомагазинах, обслуживающих население Крупского района, ассортимент хлебобулочных изделий представлен продукцией производства ОАО «Борисовхлебпром» с хлебзавода Березинского филиала. Отгружаемая в торговую сеть продукция сопровождается удостоверением качества и безопасности.
– Проблема с вкусовыми свойствами хлеба существует, – согласилась Юлия Комарова. – Недовольство выражают не только жители Великого Вязка. Я обращалась в Минский облпотребсоюз – обещано разобраться с ситуацией. В частности, рассмотреть рецептуру березинского хлеба и в целом ассортимент хлебной продукции. По возможности будут возить борисовский хлеб.
– Хотелось бы дать и разъяснение с точки зрения законодательства, – акцентировала Татьяна Козловская. – Согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «О перечнях товаров» в автомагазине предусмотрено не менее одной разновидности хлеба и одной разновидности булочных изделий без указания предприятий-производителей.
– Пусть одна разновидность хлеба, но хорошего качества! – подытожили участники диалоговой площадки.
О СВОЕЙ проблеме поведала Людмила Денисовец из деревни Клубыничи:
– Автолавка в деревню приезжает – с этим всё в порядке. Только того, что хочется купить, нет. Запросы у нас небольшие: хотелось бы масло сливочное развесное купить – тем более Холопеничский завод рядом. Качество продукции – на высоте, идет на экспорт. А рядом живущие люди купить не могут… Сметану хотелось бы в стаканчиках. В жаркое время сметана в тетрапакетах быстро портится. И вообще, молочная продукция дорогая. И с мороженым непонятная ситуация. Раз привезут по одной цене, другой – по иной. Спрашиваем, в чем дело. Продавец отвечает: «Так по накладной». Привозили полуфабрикаты – куриные грудки и филе. Теперь они куда-то исчезли… Так ведь Дзержинский комбинат в 30 километрах от нас. А хлеб – это вопрос наболевший. Его же есть невозможно! Продавец только руками разводит: нам такой дают. В общем, выбора никакого: что черного, что белого хлеба… Хотелось бы, чтобы привозили лидскую муку, лампочки, фонарики – товар нужный, до рынка нам сложно добраться.
В разъяснении Минского облпотребсоюза указано:
– Обслуживание жителей Клубыничей производится двумя автомагазинами. Перебоев с маслом сливочным и другими молочными продуктами не наблюдалось. Масло поставляется только в фасованном виде, в том числе в заводской упаковке. Продукт различной жирности и расфасовки от разных предприятий: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Здравушка-милк», ОАО «Бабушкина крынка» и так далее. На постоянной основе обеспечивается реализация сметаны в упаковке «пластиковый стакан». Мороженое реализуется по розничным ценам, сформированным производителем.
Мясные полуфабрикаты автомагазины получают от АК «Дзержинский», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика «Ганна», фермерское хозяйство «Санюк». В летний период имели место перебои в торговле птицей и полуфабрикатами – из-за перебоев у поставщиков. В настоящее время куриная разделка – в ассортименте. Также получена мука производства ОАО «Борисовский КХП» и ОАО «Лидахлебпродукт», имеются в ассортименте лампочки.
– На что хотелось бы обратить внимание в этой ситуации, – пояснила Татьяна Козловская. – Весовое масло в торговую сеть не отпускается. Для его реализации необходимы определенные условия. В автомагазинах их нет. И еще такой аспект: с точки зрения законодательства продавец автомагазина ничего не нарушает. В ассортиментном перечне есть несколько разновидностей сметаны – производитель и фасовка конкретно не указаны. Товар покупателю поставили. Здесь уже, как сказано выше, важен человеческий фактор. Продавцы автомагазина должны работать по заявкам людей. Да, книга предварительных заказов имеется. Только вот знают ли об этом сельчане-покупатели?..
НА НИЗКИЙ ассортимент товаров в автомагазине сетовала Валентина Степановна – жительница деревни Старый Сокол. Ее также интересовал вопрос:
– Автомагазин использует старые кассовые аппараты. В чеках невозможно увидеть, сколько и за что ты заплатил, только общая сумма. Этот вопрос мы и ранее поднимали. Нам ответили, что постепенно аппараты будут заменяться. Прошло много времени – никаких изменений…
– Все автомагазины оборудованы современными кассовыми аппаратами, подключенными к средствам контроля налоговых органов. При этом они не автоматизированы и вести дифференцированный учет данных о товарах с отражением в чеке товарных позиций не предоставляется возможным, что нарушением Законодательства не является, – ответили в Минском облпотребсоюзе.
ТАКЖЕ прозвучал вопрос от редакции, заданный на основании отзывов людей и собственных наблюдений:
– Каковы перспективы развития общепита в городе Крупки? Объекты есть – ассортимента нет. В ресторане – меню скудное. Планируются ли какие-либо действия для развития сферы общественного питания?
Как пояснили в Минском облпотребсоюзе, в перспективе планируется открытие объекта современного формата кафе «Tasty», подходящее как для семейного времяпровождения, так и для быстрого перекуса. Также запланирован ребрейдинг действующего магазина кулинарии в объект «Гастролавка» – с обеденной зоной и пекарней, эксклюзивными видами продукции собственного производства и современным подходом к обслуживанию. С 15 сентября в кафе «Заря» принят на работу второй повар, что позволит продолжить режим работы объекта, а также разнообразить меню.
Юлия Комарова в свою очередь пояснила, выставлены на торги здания кафе «Бистро» и ресторана. Пока желающих их приобрести нет.
Какие выводы можно сделать? Системе потребкооперации необходимо обратить пристальное внимание на подготовку персонала, обслуживающего сельское население. Очевидно, что если бы водители автолавок работали с учетом спроса и потребностей покупателей, то многих вопросов и проблем можно было бы избежать.
В торговом деле хорошим стимулом является конкуренция. К слову, ухвальскую сторону обслуживают Белыничское райпо и ЧТУП «ТатВелз». И еще один автомагазин открывает частник. Сейчас решается вопрос, по какому маршруту он будет работать. А это значит, сельчане – будут с товарами, которые им нужны.