– Начну с главного, в современном мире все мы – потребители. Ведь покупаем продукты, одежду, бытовую технику, посещаем парикмахерские, кафе, пользуемся услугами строителей, автосервиса и т.д. А сегодня мы еще и пользователи новых технологий, которые изменили и продолжают менять привычные рынки платежей, кредитования, страхования.
И тут надо отметить, что цифровая экономика – это, конечно, удобно, универсально, прозрачно и быстро. Однако ее успешное развитие возможно при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок. В этой связи возникает необходимость повышать цифровую грамотность потребителей для того, чтобы они могли пользоваться всем спектром интернет-технологий в сфере финансовых услуг, правильно оценивали их, а также владели навыками защиты от интернет-угроз, в т.ч. финансового мошенничества. Что и делается достаточно активно. Сегодня четыре основных права потребителей – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанными – распространяются и на пользователей цифровых финансовых услуг.
– Расскажите, а как часто крупчане обращаются к вам за помощью по защите прав потребителей?
– В прошлом году было подано 8 заявлений от граждан Крупского района о нарушении прав потребителя. И тут важный момент: если ранее заявления касались преимущественно приобретения некачественных товаров, то в 2021 году 75% случаев – это жалобы на услуги. А именно на неустановку или некачественную установку окон ПВХ, козырьков на входной дверью, беседок из поликарбоната и замена крыши на металлопрофиль.
– Как решались эти проблемные вопросы?
– Два обращения были решены в досудебном порядке. По четырем обращениям были составлены иски в суд, в итоге по двум из них были мировые заключения, еще по двум – состоялся суд, где виновным, согласно действующему законодательству, был присужден возврат потребителю денежных средств, с учетом неустойки за каждый день просрочки, а также убытки, понесенные потребителем и моральный вред. Кроме этого, виновные понести расходы в виде уплаты в местный бюджет стопроцентной суммы иска.
В настоящее время подготовлены и направлены в суд Гомеля и Витебска 2 исковых заявления на неисполнение договорных обязательств по установке окон из ПВХ-профилей. По вышеперечисленным случаям недобросовестными исполнителями договоров являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели Борисова, Молодечно, Минска, Жодино, Гомеля и Витебска.
– Где можно получить квалифицированную консультацию по защите прав потребителей?
– На постоянной основе консультации граждан о правомерности действий покупателей и продавцов (исполнителей) проводим мы, работники отдела экономики Крупского райисполкома. В том числе и по телефону 2-77-47.
Кроме того, подробная информация есть на сайте МАРТ в разделе «Защита прав потребителя». Там же вы можете дополнительно изучить памятки, что необходимо знать и как действовать в той или иной ситуации.