– В квартал мы проводим порядка шести мониторингов торговых объектов и общественного питания. А это значит, выезжаем в регион минимум два раза в месяц. По итогам мониторингов отчитываемся по проведенной работе и о выявленных нарушениях в главное управление торговли Миноблисполкома. Аналитическую записку также направляем заместителю председателя Крупского райисполкома. За первое полугодие специалистами нашего отдела проведены 12 мониторингов. В них участвовали 18 субъектов хозяйствования и 32 объекта торговли.
– Какие нарушения встречаются чаще всего?
– Чаще всего нарушения встречаются относительно правил продажи товаров (это 703-е Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь). Где-то неправильно оформлены ценники. Либо мы смотрим ассортиментный перечень магазина и выявляем, к примеру, что не все позиции представлены в торговом зале. Также есть постановление 74, где прописано минимальное количество позиций определенного товара, который должен быть в продаже в магазине с конкретной торговой площадью. Не буду утруждать цифрами с подробностями. Приведу лишь пример по молоку: в больших магазинах (более 200 кв.м) его должно быть не менее трех разновидностей, в маленьких торговых точках – достаточно одной позиции.
– Как поступаете, когда чего-то не хватает?
– Если такое выявляется, то пишем рекомендацию. В ней указываем, что на момент проведения мониторинга не было такой-то продукции. Отслеживаем и оформление ценников. Если оно есть, то фиксируем нарушение пункта 21 Правил продажи отдельных товаров и осуществления общественного питания. В соответствии с законодательством на ценниках должны быть указаны производитель, страна изготовитель. В бакалейных товарах (например, крупах) помимо цены за упаковку – информация по цене за килограмм. В таких продуктах, как молоко, кефир – цена за литр. Также важно, чтобы ценники были единого оформления. Разнообразие цветовой гаммы и шрифтов не приветствуется. Исключение – акционные товары, но и тут без лишней пестроты.
– На что еще обращаете внимание?
– Смотрим, чтобы на доске для потребителя была вся необходимая информация. Здесь должен быть номер специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Также информация о наименовании юридического лица и индивидуального предпринимателя. Указано место нахождения книги замечаний и предложений, владельца торгового объекта, в том числе его контактные телефоны. Сведения о местном исполнительном и распорядительном органе и об ответственном лице, который отвечает за защиту прав потребителя в Крупском райисполкоме и Минском облисполкоме. Также сведения о номере торгового объекта в торговом реестре. Отслеживаем и рекламу. Чтобы не было рекламы алкоголя, незаконных услуг и т.д. Например, касающейся торговли людьми, «деньги в долг» и прочей.
– А что по ценам?
– Соблюдению законодательства по ценообразованию – особое внимание. Есть перечень социально значимых товаров, на которые установлены торговые надбавки. Они не должны превышать те, что указанны в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 214.
– И автолавки мониторите?
– Да. Требования к ним такие же, как и к стационарным торговым объектам. Только у автолавок и переносных средств торговли есть послабления в качестве оформления ценников. Они могут не оформлять их на каждый товар, а подавать единым списком. Также при мониторинге автомагазинов мы смотрим график их движения. Все автомагазины, которые работают в сельских населенных пунктах и реализуют алкогольные напитки, свои маршруты передвижения и ассортиментные перечни утверждают в Крупском райисполкоме. Соблюдение временных рамок – важный момент для покупателя. Он должен знать, во сколько ему встречать автомагазин.
– А как вы отслеживаете, учел продавец ваши рекомендации или нет?
– Фиксируем рекомендации на бумаге, а позже в установленные сроки субъекты должны отчитаться нам об их выполнении. Если же одно и то же нарушение нами будет выявлено более двух раз у одного субъекта, то письменно сообщаем об этом заместителю председателя райисполкома, и далее встает вопрос об административном взыскании. Мы имеем право составлять протокол и в зависимости от того, кто рассматривает – административная комиссия либо суд – направляется дело на их рассмотрение. И там уже суд либо административная комиссия выносят постановление и определяют сумму штрафа.
– Такие случаи были?
– По результатам мониторинга в этом году не штрафовали. Все исправляются.
– А были ли нарушения из разряда, когда завышали надбавку на социально значимые товары?
– Один такой случай был. Но исправлен. Там была ошибочно указана цена.
– То есть субъекты торговли нашего региона хорошо знают правила, законодательство и их соблюдают?
– Мы стараемся, чтобы так было. Оперативно доводим до их сведения всю информацию. Консультируем по телефону и лично. В том числе и по актуальным постановлениям, касающимся ценовой политики. И, кроме этого, у нас есть чат в одной из соцсетей, где зарегистрировано порядка 40 участников – руководители торговых объектов Крупского района. Там мы также размещаем всю актуальную информацию и отвечаем на все вопросы. Это очень удобно.
– Будете ли вы мониторить цены на школьные товары?
– Да. Такой мониторинг ведем уже сейчас. Объектов, которые торгуют этим перечнем, в городе и районе немного. В районе в объектах Минского облпо в основном Уголки школьника, где представлены канцелярские принадлежности. Контролируем их соответствие требованиям по перечню и ценам. Пользуясь случаем, хочу сообщить, что приобрести необходимые принадлежности к школе в августе можно будет на школьных ярмарках. По предварительным данным, они планируются в районном центре на 6 и 13 августа.