В ООО «Амкодор-Можа» Вадим Петрович работает 27 лет. Рассказывает, что когда поступал учиться в ПТУ № 75 в Жодино, было желание получить востребованную профессию. И автослесарь, электрогазосварщик – как раз из этой категории. Получил диплом, вернулся в Крупки и устроился на работу слесарем по сборке металлоконструкций в «Амкодор».
А на вопрос: в какой профессии он мог бы себя еще представить, Вадим Коваленко отвечает так:
– В школьной юности я мечтал стать милиционером. Нравилась дисциплина, четкость планирования работы, многозадачность – требования, которые ставятся перед представителями этой сферы деятельности и которые во мне идеально заложены, проработаны еще в юности. И я пошел бы служить в органы внутренних дел, да здоровье сказало «нет». А с ним я спорить не стал. В итоге мечта так и осталась ею. Но и о сделанном выборе я ни разу не пожалел. Мне нравится работать на заводе. Нравится, что завод постоянно развивается, и мы, рабочие, осваиваем новые виды деятельности, растем профессионально. Слесарь по сборке металлоконструкций, подсобный рабочий, слесарь-шлифовщик – это первые семь лет моего профессионального старта. Именно тогда появилось желание освоить работу на станке плазменной резки. А если чего-то хочу – обязательно добиваюсь. Пошел в помощники к оператору, и в скором времени мне доверили работу на «плазме». Тот станок был гораздо проще, чем установлены сейчас в нашем цехе. Но на тот момент плазменная резка была одним из самых прогрессивных оборудований на нашем заводе.
Вадим Петрович пришел на предприятие в период, когда оно только было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «Амкодор-Можа» и специализировалось исключительно на выпуске дорожных катков. Станок плазменной резки прекрасно справлялся с вырезкой крупных деталей из металла, и уже из этих заготовок собирали катки. Постепенно объемы производства росли, и крупские машиностроители замахнулись на выпуск нового вида продукции. Конструкторами ОАО «Амкодор» был разработан зерносушильный комплекс СЗК-8, выпуск которого был налажен в ООО «Амкодор-Можа».
– Детали первых зерносушильных комплексов мы также нарезали на «плазме», – отмечает Вадим Петрович. – После одесского старенького станка предприятие приобрело более мощный и современный плазменный ESAB, и я перешел на него. Работа с металлом, конечно, физически сложная, требует концентрации внимания, постоянного профессионального роста, но мне это как раз и нравилось. Нравится, подчеркну, и сегодня.
На первых порах общество производило зерноочистительно-сушильные комплексы с сушилками колонкового типа производительностью 10, 15, 20 плановых тонн в час. А с 2008 года на предприятии освоено производство зерноочистительно-сушильных комплексов с сушилками шахтного типа производительностью от 15 до 100 плановых тонн в час. Это своего рода мини-цеха по послеуборочной доработке зерна. И к тому же единственные комплексы подобной мощности, работающие на всех видах топлива, в том числе на дровах и рапсовом масле.
– Для того, чтобы справляться с объемами и масштабами работы, на завод был закуплен первый лазерный японский станок «Mazak»,– продолжает рассказ наш собеседник. – Деталей стали выпускать больше, и нужны были уже не только крупные, но и более мелкие заготовки. И тут лазер был просто необходим. Но, признаюсь вам честно, я на нем не работал. На тот момент я оставался верен «плазме» ESAB. Она еще долго служила нам верой и правдой.
В чем отличие этих двух агрегатов? Вадим Коваленко пояснил, что при лазерной резке используется мощный лазерный луч, а при плазменной – высокоскоростная струя ионизированного газа для плавления и разрезания материала. Лазерные резаки используются для таких целей, как резка и гравировка. Плазменные резаки предназначены для резки толстых металлов.
– Коллектив у нас подобрался дружный, в цехе работают профессионалы, – отмечает Вадим Петрович. – И это стимулирует развивать свои рабочие навыки как новичков, так и уже опытных работников. К примеру, я на сегодня работаю на трех станках – новом китайском лазере HSG, плазменном ESAB и на линии по профилированию листов металла UNIMAK. А также на вальцах, которые предназначены для изготовления труб и бочек из листового металла. Могу спокойно подменить специалистов и на других станках.
– Действительно, Вадим Коваленко универсальный специалист, – отмечает заместитель директора по производству ООО «Амкодор-Можа» Анатолий Глинник. – Когда в 2020 году Минским облисполкомом был реализован проект по техническому перевооружению нашего предприятия и были смонтированы уникальные линии профилирования металлического листа и стоечного профиля турецкой компании UNIMAK для изготовления деталей силосов, то именно ему – оператору проекционной аппаратуры и газорезательных машин заготовительного участка цеха № 1, была доверена работа на этом участке. До этого готовые листы металла для изготовления силосов закупались у сторонних организаций. Ввод комплексной линии в эксплуатацию позволил делать их самим, снизить себестоимость, удешевить продукцию и увеличить ее выпуск.
Вадим Петрович соглашается, что от вклада в работу предприятия каждого специалиста, ответственного подхода, зависит многое. Экономика предприятия – это не только цифры, но и качественный уровень выполнения работы на всех участках. Именно качественным показателям в ООО «Амкодор-Можа» уделяется основное внимание, на это нацелен весь коллектив. Как результат – качество продукции крупских машиностроителей позволяет им успешно конкурировать на рынке.
Спросили мы у нашего героя и про хобби в свободное от работы время. Но, как оказалось, работа – и есть его увлечение.
– Есть возможность поработать – я на заводе, – отмечает Вадим Коваленко. – Живу в квартире, а потому страсть к профессии не в ущерб домашним обязанностям. Совмещаю дом и работу весьма успешно (улыбается). Дочь выросла, получила профессию логиста в международном университете «МИТСО» и вышла замуж, уехала в Витебск. Жена работает товарным агентом на железнодорожной станции «Крупки». Иногда с супругой люблю пройтись по лесу осенью за грибами. Но на это много времени и не нужно. А в отпуск раньше ездили на море. Сейчас на родину жены выезжаем к ее родным на Гомельщину. Там тоже летом достаточно тепло. В Припяти искупнуться – в удовольствие...
Гомельщина – малая родина и для Вадима Петровича. Сам он родился в Наровле. Но в 1991 году, через пять лет после аварии на Чернобыльской АЭС, их семья переехала жить в Крупки. Так тут и остались.
– Первые годы было несколько непривычно. Хотелось вернуться в Наровлю, – вспоминает мужчина. – Но постепенно привыкли и даже сроднились с Крупщиной. Сейчас ощущаем себя как дома. Мне в год переезда было 13 лет, младшему моему брату – три. Мама и отчим здесь нашли работу, мы пошли в детский сад и школу, быт обустроили… А что еще нужно человеку? Здоровье и желание учиться, работать. Этому никто не препятствовал. И, вообще, по моему мнению, всегда и в любой ситуации важно не искать причины для бездействия, а искать возможности идти вперед. Это основа. А еще важно находить общий язык с другими людьми – коллегами, соседями, знакомыми. Важно быть человеком слова и дела.
Вадим Коваленко признается, что недавно у него появился новый план по развитию себя в профессиональной сфере.
– Мне сейчас 45 лет, и я считаю, что это возраст, когда вполне еще возможно получить дополнительное образование, – говорит он. – Задумался о поступлении на инженерную специальность. Думаю, что надо эту мечту наконец-то воплотить в реальность. Руководство завода поддерживает инициативы специалистов, которые желают идти вперед. До выхода на заслуженный отдых времени еще много, желания работать, как говорят, вагон и маленькая тележка… Буду совершенствоваться.
Заметно, что Вадим Петрович живет работой и заводскими буднями. Рассказывает о предприятии и планах – с вдохновением, о достижениях в профессии – с гордостью. Отмечает, что его портрет ранее неоднократно помещался на Доску почета ООО «Амкодор-Можа», в копилке профессиональных достижений есть Почетные грамоты и Благодарности руководства района и предприятия. И это, конечно же, стимулирует работать на максимуме.
– И еще я вам признаюсь, что металл – он как магнит держит человека, который с ним работает, – говорит Вадим Коваленко. – Вы видели когда-нибудь, как из цельного куска вырезают детали? Это очень красиво. Искры идут, как от бенгальских огней. И когда ты, человек, задаешь машине задачу достаточно сложную, а она покоряет этот прочный материал за считанные минуты, раскроив его на точные детали, то чувствуешь себя всесильным. Нужно ли доказывать, что профессия оператора проекционной аппаратуры и газорезательных машин трудная и одновременно романтическая, требующая жара сердца и холодной головы?! Я люблю свою работу – в этом, наверное, и есть основной секрет ее результативности. И мне повезло, что работаю в коллективе таких же преданных делу людей.
И в конце нашей беседы Вадим Петрович подчеркнул:
– Я человек достаточно жесткий и требовательный в отношении к работе – и сам к себе, и к помощникам. Возможно, потому и неохотно идет ко мне на обучение молодежь. У меня правило: либо работай, как я, либо не мешай. Лени не приемлю. Так что в моем окружении только такие же организованные, собранные и настроенные на результат коллеги. Мы не понаслышке знаем цену каждому заработанному рублю и с энтузиазмом, своими руками вносим вклад в будущее предприятия. И работа у нас очень интересная, разноплановая. Каждый день задачи меняются, появляются новые… У нас точно не соскучишься. Успеть бы самим за постоянным прогрессом и новыми технологиями.