Об отношении к работе
– Всегда особое удовольствие испытываю от результата, – говорит Сергей Владимирович. – Сначала приезжаешь с бригадой на объект. Видишь его «на старте». Представляешь «финиш». Планируешь детали процесса, их последовательность, расстановку людей и техники. Приступаешь к работе… И когда полотно дороги буквально на глазах преображается, а ты понимаешь, что это дело рук твоих, – вот оно счастье для человека, влюбленного в профессию (улыбается).
В дорожной отрасли района Сергей Жук работает 24-й год. Практически со скамьи Горецкой сельхозакадемии. Окончил факультет геодезии и землеустройства, и сразу был направлен на работу в Яновщинский сельсовет Крупского района – специалистом-землеустроителем. Но спустя пару месяцев ДРСУ № 164 потребовался геодезист, и молодого человека переводом направили работать в дорожно-строительную отрасль. Перерыв в работе был лишь на службу в армии. Вернулся в родные Крупки – и снова дороги позвали.
– Хотя, признаюсь честно, после армии меня настойчиво «сватали» на работу в милицию, – говорит наш собеседник. – Но себя в органах внутренних дел не видел. Так что пошел на прежнее место работы, и сразу поставили на асфальтоукладку. С тех пор можно смело утверждать, что на всех дорогах местного значения и на улицах в населенных пунктах района, городских асфальт укладывала моя бригада. Да, в городе и агрогородках, деревнях – дороги принадлежат КУП «Жилтеплострой», но мы часто работаем у них на услугах, когда выигрываем тендеры на строительство улиц, и ремонты также выполняем. Исключение – Р-62 (Чашники-Бобр-Бобруйск) и Р-19 (Старомосковская трасса) – за обслуживание этих дорог отвечает ДЭУ-69.
Сергей Владимирович сам себя характеризует как максимально спокойную личность. Коллеги также о нем отзываются. И со стороны складывается впечатление, что этого человека сложно выбить из колеи. Возможно, именно в этом и есть секрет, что все о нем – и руководство предприятия, и коллеги, подчиненные, знакомые – отзываются исключительно уважительно. В любых ситуациях рабочие уверены – их прораб найдет правильное решение.
А начальник дорожного ремонтно-строительного управления № 164 Ирина Потылкина подчеркивает:
– Сергей Жук – ответственный и грамотный профессионал своего дела. Отправляя его на участок, уверена, что строительно-монтажные работы будут выполнены качественно. Все, что в его силах, он сделает. Учтет нюансы, продумает каждый из этапов. Доверяю ему, как себе. Он умеет найти подход к каждому рабочему.
Основа команды – взаимоуважение
– К людям, с которыми работаю, отношусь всегда уважительно, – говорит прораб. – И они это чувствуют. Когда идет укладка асфальтобетона, то сам стою на плите, регулируя толщину его слоя. Но если нужно, то и лопату в руки возьму. Не считаю это чем-то зазорным. Мне важно, чтобы работа спорилась в нужном темпе и результат был качественным. Мои люди знают, что у нас не бывает строго фиксированного времени на обед. Если идут машины с асфальтобетоном, то заминок быть не должно: материал стынет, что не лучшим образом скажется на процессе его укладки. Поэтому в этот период работаем максимально быстро. А когда появляется «форточка» – можем сделать перерыв и подкрепиться. Появляется техника на горизонте – снова в руки лопаты, техника «в ружье» и делаем километры. И я с ними – мы вместе, единая команда.
В бригаде Сергея Жука – машинисты, рабочие, асфальтобетонщики. И он подчеркивает: все люди разные, у каждого свой характер, к каждому нужен индивидуальный подход.
– Я стараюсь максимально вежливо со всеми общаться, объяснять доступно задачи и что хочу видеть на выходе, – поясняет основной принцип работы прораб. – Кому-то необходима строгая команда, а кому-то в виде совета, рекомендации. Почувствовать это и применять на практике, быть справедливым – важная задача руководителя по производству работ. Тогда и дело спорится. А когда процесс идет дружно, отношения строятся на взаимном уважении – результат не заставит себя ждать.
На вопрос, как удается сохранять ровное отношение ко всем работникам и спокойный настрой в непростом и ответственном деле, Сергей Владимирович отвечает так:
– Многое зависит от того, как сильно человек сам желает сохранить спойствие при разных обстоятельствах. Внутренне я могу даже закипать при каких-то неприятных моментах, но, общаясь с людьми, помню, что любые эмоции передаются окружающим. И что любую проблему надо решать, а не множить. Поэтому стараюсь себя сдерживать. В работе не люблю хаоса и бури, мне необходим размеренный, целенаправленный ход событий к цели. И в семье также себя веду. Мой девиз по жизни : «Спокойствие и только спокойствие». Родители – пример для детей. У меня два сына. Хочу, чтобы Давид и Ренат этим же принципом руководствовались в своих начинаниях.
От заката – до рассвета
В семье Сергея Жука бывали и бывают периоды, когда его неделями дома не видят. Иногда такое случается, когда он в командировку с бригадой едет на новые объекты. А бывает и на месте работы много, сроки не ждут – приходится вставать рано, когда семья еще спит, а возвращаться, когда дети уже уснули.
– Благо, жена сама на такой работе, где ненормированный рабочий день, – отмечает Сергей Владимирович. – Она врач в райветстанции. И понимает, что при определенных обстоятельствах делу – время, потехе – час. Срочная и ответственная работа не ждет. Например, лет пять назад, когда мы клали асфальтобетон на М1, то порядка трех недель работали без выходных от рассвета до заката. Но результат ведь потом очевиден – от объема выполненных работ зависит премиальный фонд предприятия. Чем он больше, тем наша зарплата выше.
Плюсом в работе дорожника-строителя Сергей Жук также считает командировки по стране, которые случаются по несколько раз в год.
– К каждому объекту – свой подход – говорит он. Плюс объекты практически по всей Беларуси. Пожили мы бригадой и в Орше, и в Могилевской области, где много объектов делали. Интересный опыт был и в строительстве дороги к индустриальному парку «Великий камень», асфальтировали улицы в Боровлянах, Острошицком Городке, много объектов в Минске. В прошлом году в Борисове работали – по улице Заводской… Кому-то широкая география рабочих командировок – сложно дается. Меня же радует. Даже семьей мы свободное время проводим в путешествиях. Раньше каждый отпуск летом ездили на Черное море. Сейчас отдыхаем на Браславских озерах. Есть выходной – едем в какой-нибудь город, смотрим достопримечательности. Или же просто в Минск погулять. В Витебск к друзьям, или они к нам.
Жизнь без постоянного непрерывного движения Сергей Владимирович считает неполной. А оно – движение – напрямую связано с дорогами, которые он строит. В разговоре он также признался, что, колеся на автомобиле по стране, всегда обращает внимание на то, как выполнены дорожно-строительные работы на разных участках. На качество их обслуживания. Как знаки установлены и др.
– Дороги – уже часть меня, – поясняет он. – Это профессиональное – видеть то, что человеку не посвященному в процесс дорожного строительства может быть незаметно. Особенно бросается в глаза, если где-то сработала бригада недобросовестно. Мол, и так сойдет… Поэтому и стараемся работать так, чтобы результат был предметом гордости, нравился самому и радовал участников дорожного движения.
За годы работы в копилке профессиональных достижений Сергея Жука достаточно весомых наград. В их числе Почетные грамоты предприятия, районного и областного уровня. А самым памятным поощрением в работе он называет один из первых ценных подарков от руководства предприятия.
– Было это на заре моей профессиональной деятельности, – рассказывает герой проекта о людях труда. – Тогда у руля ДРСУ № 164 был Николай Антонович Ельницкий – строгий и принципиальный руководитель, депутат. И вот к одному из профессиональных праздников он лично выбрал мне в качестве подарка профессиональный фотоаппарат – на 72 кадра. Это была достаточно дорогая техника, и многие на предприятии тогда отмечали, что такое внимание со стороны руководства уже дорогого стоит. Ценные подарки тогда получили человек пять из коллектива, и я в том числе. Было очень приятно. До сих пор воспоминание греет душу. И, вообще, считаю, что у каждого человека есть призвание и работу нужно выбирать в соответствии с ним. Благодарен своим родителям, что они предоставили в свое время мне право самостоятельного выбора профессии. Отец тогда работал прорабом в ПМС д. Каменка, затем начальником по ТО. Мать – библиотекарем. Я же выбрал геодезию и строительство дорог. Детям своим также не навязываю мнение – придет время, они сделают свой выбор, и только он будет правильным. Это их путь, их дорога – их жизнь. У каждого она своя. Та, куда зовет душа.