Такой наградой Владимир Богдан, конечно же, гордится. Всякий раз, встречаясь с ним, непременно задаю вопрос:
– Как выйти на лидирующую позицию?
У Владимира Ивановича на то ответ стабильно неизменный:
– Как говорят, на земле работают те, кто не боится труда, не ленится. Признаюсь, я никогда не старался конкурировать с аксакалами. Да и никогда не стремился к победе, просто работал на совесть, а высокие показатели порой были неожиданным и приятным итогом моего труда.
Нелегко, но интересно и познавательно
Владимир – парень городской:
– Крупки – моя малая родина. Учился в городской школе № 3. Будучи школьником, освоил профессию – вместе с аттестатом получил свидетельство о профподготовке. Прошел обучение в УПК – выдали водительские права. Устроился в ОАО «Кленовичи». Начинать трудовой путь было волнительно. Переживал, вдруг не справлюсь. Однако всё пошло хорошо. На первых порах помогали старшие коллеги, они давали советы и рекомендации. Коллектив был слаженным и дружным. Меня с первых дней приняли в большую семью. Дельными советами и подсказками пользуюсь и по сей день.
Спрашиваю:
– Свою первую жатву помните?
– Конечно же, как вчерашний день. Тогда мне, молодому и неопытному, было не столько трудно, сколько интересно и познавательно. Быстро вник в систему, появилось стремление как можно скорее стать важным звеном предприятия.
Интересуюсь:
– А зимой – простой?
– Нет, что вы. Работы, как я быстро убедился, в сфере аграрной всегда хватает, без дела сидеть уж точно не приходится. Нужно и машину наладить, и ее внешний вид посмотреть, а еще удобрения, сенаж и силос подвезти.
Через пару лет, на то были бытовые причины, молодой водитель перешел в «Крупский райагросервис»:
– Тут как раз таки свободное авто имелось – МАЗ, на нем я 16 лет отработал. Совсем недавно новый МАЗ получил – техника современная. Своего первого и верного «друга» никогда не забуду: мы вместе столько дорог проехали – Гомель, Гродно, Брест… Столько работ переделали – зерно перевозили, семенной материал, комбикорм, удобрения…
Надо сказать, молодой водитель за дело сразу взялся энергично. Выходил в лидеры на отвозке зерна от комбайнов. Причем, зачастую в числе первых. Практически ежегодно имя Владимира Богдана звучит на торжественных мероприятиях при подведении итогов уборочной кампании.
Километров – тысячи
Агросезон для Владимира Богдана начинается с полевых работ:
– За мной еще РОСА закреплена – машина для внесения твердых минеральных удобрений. Химработы выполняю. Весной – подкормки озимых зерновых: первая, вторая, химпрополка. Сейчас провожу подкормку многолетних трав. Как показывают подсчеты экономистов хозяйства, за сезон от 8 до 10 тысяч гектаров делаю.
К слову, по итогам весенне-полевых работ-2025 Владимир Богдан вышел в передовики сельскохозяйственной организации на внесении КАСа. За что отмечен Благодарностью Крупского райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса.
Затем водитель пересаживается на МАЗ:
– Работаю на кормозаготовке, жатве, уборке кукурузы, доломитовую муку перевожу. В общем, дел непочатый край (улыбается). За время работы водителем около миллиона километров «намотал» – и это только пробег на старом МАЗе. А если к тому добавить показатели на спидометре РОСЫ и собственной машины – цифры намного больше выйдут. Но, знаете, не в этом суть. Главное – свою работу делать с душой, по-хозяйски.
Рабочий день водителя начинается с прохождения необходимых процедур для допуска на выезд.
– Затем получаю путевой лист и разнарядку, иду к своей технике, провожу визуальный и технический осмотр. К содержанию авто у меня скрупулезное отношение. Уверен и на практике убедился: от исправности техники зависит многое. К рейсам, особенно дальним, всегда готовлюсь основательно: отправляясь в дорогу, не хочется застрять где-нибудь на полпути.
Важными качествами водителя Владимир называет внимательность и аккуратность и поясняет:
– Без этого в нашей работе обойтись нельзя.
Увлечение детства
Со временем оно переросло в выбор дела жизни. Техника мальчишке нравилась с малых лет.
– У меня целый автопарк был, – улыбается Владимир. – Игрушечный, конечно. Каждый поход в магазин – в моей коллекции новая игрушка. Предпочтение – машинкам. Может, гены сказывались: отец водителем в аграрной сфере трудился. Он не раз брал меня с собой на работу. Сидя у него на коленях, я рулил автомобилем. И делал это с такой гордостью: для меня, пацаненка, это выглядело солидно и самое главное – у меня получается! Лет в 13 сел за руль самостоятельно. Переживал крепко – справился! И, наверное, уже тогда я подсознательно понимал, что свяжу свою жизнь с машинами.
Когда парень окончательно определился с выбором профессии, родители его поддержали.
– Как сейчас помню их напутствие, – говорит Владимир. – Они тогда были немногословны. Только сказали: это твое дело, сын. Ставь цели, работай – добивайся всего в жизни. Стараюсь следовать их наставлениям. Помню свои первые рабочие выезды
– нервно очень было. Пугала незнакомая дорога. Но мир не без добрых людей. Они всегда приходили на выручку: всегда можно было спросить, как куда проехать, как поступить в той или иной ситуации. Быстро научился ориентироваться в автомобильных картах. А теперь в этом плане гораздо проще – включил навигатор и всё понятно. Хотя есть и обратная сторона медали: сейчас многополосные дороги, загруженные транспортом, пробки, движение очень быстрое, нужна большая концентрация внимания и сосредоточенность.
Один в поле не воин
С Владимиром я встречаюсь далеко не в первый раз. В разговоре за работу и жизнь даже невооруженным глазом видно: свое дело он любит. И чувство это по-настоящему искреннее, от души идет. Водитель всегда откровенно признается:
– Кем-то другим я себя даже и не представляю. Труд этот легким не назовешь. И нет в нем однообразия. Даже если маршрут тот же, что и вчера, каждый рейс чем-то отличается. Особенно дальний. В пути я вижу что-то новое, обращаю внимание на то, что вокруг меня, встречаю новых людей, знакомлюсь, завожу связи. Конечно, и природу замечаю – нашу, белорусскую: поля, леса, речки… Всякий раз убеждаюсь, что мы живем в очень красивой стране.
Представить себе, что его работа – это что-то постоянное, у Владимира не получается. «Нет, в одном и том же месте годами – точно не для меня. Скучно же! – поясняет он. – Для меня дорога – это особый мир, со своими правилами и культурой поведения».
Делаю вывод:
– Получается, за рулем автомобиля – словно за рулем своей собственной жизни?
– В самую точку! – соглашается Владимир. – У меня часто возникают такие ощущения: всё зависит только от меня и моих способностей. А что касается моей работы, то в сельском хозяйстве действует принцип: один в поле не воин. Любое достижение – заслуга всего коллектива. Я занят на отвозке урожая и перевозке грузов. Стараюсь работать хорошо. Но разве бы я мог сделать свои рейсы, если бы руководитель и специалисты хозяйства не действовали технологически грамотно, если бы трактор не посеял, комбайн не убрал? Ответ однозначный: нет, мы одна команда и работаем в тесной связке на общий результат.
Главное – знать, что дома ждут родные
О чем мечтает наш собеседник? Этот момент он всё-таки решил оставить за кадром и не озвучивать. А вот о личной жизни рассказывает охотно и с улыбкой:
– В этом плане всё у меня отлично: жена, дети. С Галиной мы 18 лет как, скоро и юбилей совместной жизни отметим. Сыну Сергею – 15 лет, дочери Татьяне – 11. Живем в Великой Слободе. Что тут говорить, в частном доме забот всегда хватает: и за домом следить надо, и порядок на территории постоянно поддерживать. А тут еще и ремонт затеял. Теперь всё свободное время этому посвящаю. А что? Постоянное движение – это жизнь. Стараюсь всё делать своими силами, сын здорово помогает. При надобности и девчонки мои не откажут подсобить.
Есть у Владимира и хобби:
– Это рыбалка. Кстати, увлечение семейное. Отец мой рыбачит, я, и сын также основательно подсел. С шести лет со мной с удочкой. Порыбачить на Селяве – это просто кайф для нас. Кстати, Сергей проявляет интерес и к технике. А вот жена машину не водит. Сколько ни предлагал отучиться на права, получал категорический отказ и аргумент в оправдание: «Мне и одного водителя хватает».
Время за разговором прошло быстро.
– Ого! Как много всего наговорил, – улыбается Владимир. – А знаете, ловлю себя на мысли, что с каждым годом ко мне приходит философская мудрость. И теперь я на сто процентов осознаю: если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии. И если спустя многие годы работа остается любимой, значит, выбор был сделан правильно. Мои родители всегда говорили: у каждого человека в жизни есть назначенное ему место. Я свое нашел. Мне по душе стабильность, надежность. Перспективы? В моей работе их предостаточно – было бы желание.