И тут мне вспомнилась история однокурсницы, которая в студенческие годы вроде бы ничего и не ела, но пышкой была весьма заметной. С утра девушка выпивала стакан чая вприкуску с батоном, намазанным вареньем. Чуть позже по дороге в университет покупала пару пачек этих самых чипсов с бутылкой кока-колы. На них держалась весь день, а по дороге в общежитие заходила в магазин за пельменями.
– Я с детства, сколько себя помню, была полненькой, – говорила Татьяна. – И мама с бабушкой у меня такие. Так что полнота у меня наследственная. Ничего с нею не поделаешь.
И все же практически с каждого понедельника Таня пыталась сесть на диету. В эти дни она хмуро выпивала свой чай, без настроения ковыряла обезжиренный творожок на тарелке и стремительно бежала на занятия, боясь даже повернуть голову в сторону ларьков с шоколадками, газировкой, солеными орешками и другими «вкусностями». В комнату она возвращалась голодная, злая и тут же ложилась спать, чтобы не соблазняться ароматоми еды из кухонь. Так на голодном пайке она иногда выдерживала дня три. А затем со словами: «Какая я молодец! Нужно себя как-то наградить» девушка покупала «одну ма-лень-кууую пачечку чипсиков и бутылочку кока-колы»… И снова начиналось все по новому кругу.
И каково же было мое удивление, когда недавно я встретила Таню в Минске. От ее «наследственной» полноты даже следа не осталось. Передо мной стояла стройная спортивная молодая мама, которая выглядела моложе себя пятнадцатилетней давности. Вместе с дочерью они катались в парке на роликах. Естественно, от комплиментов я не удержалась. Разговорились, и Татьяна рассказала, что после университета она еще несколько лет бросалась в крайности, экспериментируя с диетами, пока после рождения дочки вдруг не поняла: мама маленькой принцессы обязана стать красавицей. Чтобы быть достойным примером для девочки.
– Помнишь, как в юности, я скидывала пять килограмм, а позже набирала семь. А иногда и больше, – говорила Таня.– Почему-то тогда у меня даже мысли не было, что для обладания фигурой моей мечты, мало лишь на короткое время изменить образ жизни. Хотелось достичь результата быстро, а затем жить, как и раньше: лежа на диване и килограммами поедая чипсы и тортики. Наверное, только после родов я повзрослела и наконец-то осознала, что для осуществления своих желаний мало одного хотения, нужно еще и усилия приложить. Первым делом я полностью пересмотрела питание нашей семьи. Мы не едим на улице, у телевизора, не покупаем фаст-фуда – еды быстрого приготовления. Раньше мне было жалко времени на стояние у плиты, а сейчас мне жалко портить фигуру вредными перекусами. И чему я особенно рада – девочка моя вкусным считает не шоколадки, мороженое и другие сладости, а любит молочные продукты, орехи, мясо, запеченное в духовке или приготовленное на пару, супы, пасту, рыбу… Мы едим практически все, но понемногу. А еще очень много гуляем на свежем воздухе. Всей семьей ходим в бассейн, а я еще и в тренажерный зал по графику. Уж очень мне не хочется, чтобы вес вернулся. Теперь, когда я слышу разговоры, «мол, я не полная – это у меня кость широкая, тяжелая», то вспоминаю себя в юности и улыбаюсь. Мы постоянно ищем оправдание своему внешнему виду, пичкаем не только себя, но и детей вредными продуктами, создаем себе стрессы для организма, затем заедаем их…
Моя знакомая сегодня уверена, что для человека, который решил худеть, нет ничего вреднее диеты. Она отмечает, что наш организм не глупый: как только мы начинаем резко ограничивать его в питании, он запускает режим замедления обмена веществ и при выходе из диеты начинает с удвоенной силой делать запасы на другой «голодный день». Лишних 23 кг веса она сбросила за три года, постепенно выстраивая для себя и своей семьи новый рацион. Из побочных эффектов лишь то, что и муж ее заодно похудел на 7 килограмм. Ну а дочь даже не знает, что такое быть пухленькой. Выглядит их семья всегда на отлично.
– Еще я заметила, что с переходом на новый режим питания у нас резко сократились расходы на еду, – говорит Татьяна. – Вместо колбасы и копченостей, которые стоят сейчас не дешево, мы покупаем хороший кусок мяса, куриные грудки, мороженую рыбу. Вместо пельменей – мороженные овощи. К тому же часть овощей мы сами выращиваем на даче. От родителей привозим яблоки, груши, которые сушим и едим вместо сладостей. Любим грибные супы и соусы к пасте, так в этом году и с ними повезло – год урожайный. Мимо стеллажей со сладостями проходим, даже не останавливаясь. К праздникам я иногда пеку домашние тортики. Время на них уходит немало, но зато я точно знаю, сколько и чего в тесто и крем положила. Всевозможных усилителей вкуса в них точно не будет. А ведь доказано, что именно они вызывают привыкание организма человека к так называемому фаст-фуду – хот-догам, чипсам, сладостям и т.д. В памяти моей хорошо сохранилось то сложное время, когда я отучала себя от всего этого. Чувство было похожее на ломку у наркомана. Справиться с желанием съесть что-либо запретное мне помогали лишь физические нагрузки. Только они и отвлекали меня от мыслей о еде (смеется). Надеюсь, что я сделала все от меня зависящее, чтобы в будущем моя дочь такие проблемы на себе не испытывала.
И Таня тысячу раз права. По данным статистики сегодня каждый десятый ребенок в Беларуси имеет проблемы с лишним весом. Бьет тревогу и всемирная организация здравоохранения, озвучив проблему в мировом масштабе: за последние 20 лет число детей с избыточным весом в возрасте до 5 лет возросло почти в 1,5 раза и достигло 44 млн. И мало толку от рекомендаций медиков по сохранению веса, когда за порогом врачебного кабинета они забываются и начинают действовать законы семьи. Как это не грустно, но уже не с одним поколением семей злую шутку играет элементарная лень приготовить правильную еду своему ребенку и дать ему ее ровно столько, сколько нужно. Без уговоров: «Ложечку за маму, ложечку за папу… А потом «вкусненькое» получишь – чипсы или шоколадку»…