Мы уже неоднократно рассказывали о нем нашим читателям. И вот пилотная инициатива подходит к концу. Это значит, что истекает время, отведенное для ее реализации.
Очередной информационный семинар по этому вопросу собрал представителей предприятий и организаций Крупщины – экологов и ответственных за обращение с отходами. Его организаторы еще раз рассказали о сути проекта и о возможностях по сбору отработанных автомобильных и индустриальных масел, которые предприятие может предоставить субъектам хозяйствования и населению. Кстати, многие уже успели заключить договоры и на практике убедиться, насколько эффективно и экологично работает система.
На сегодня в двух районах в комплексную систему сбора вовлечены около 70 организаций, установлено 50 специализированных емкостей для сбора отработанных масел.
Исполнители пилотной инициативы констатируют: все намеченное реализовать удалось! Завод построен, система подтвердила свою функциональность и безопасность. Завершение проекта означает то, что предприятие «стало на крыло» и готово работать самостоятельно.
– По всем задачам у нас отмечено либо выполнение, либо перевыполнение, – проинформировала участников семинара заместитель председателя Совета БОО «Экологическая инициатива» Ольга Волкова. – Проект завершается, и мы готовы распространить опыт работы этой системы на все регионы республики.
Кстати, у субъектов хозяйствования Крупщины есть последняя возможность установить контейнеры для сбора масел бесплатно (в рамках пилотной инициативы они закуплены за средства ЕС). Поэтому стоит поторопиться.
Следует обратить внимание на то, что уникальность предприятия в том, что переработчик одновременно является сборщиком. Это идеальный вариант, так как сборщик сам заинтересован в качестве собираемого сырья.
– Чтобы сбор был действительно экологичным, начинать надо с предприятия, – подчеркнула Ольга Волкова. – Это должным образом оборудованные площадки, специальные лицензированные контейнеры с поддонами, исключающими малейший пролив, специальная техника, которая будет забирать масло на переработку. Мы действуем именно по этой схеме.
– Проблему составляет то, что не все еще прочувствовали важность вопроса, – отметил начальник отдела по связям с общественностью ИООО «ДВЧ-Менеджмент» Дмитрий Могилевский. – Многие до сих пор масло сжигают. Результаты губительны для людей и окружающей среды. Все дело в том, что если поджечь отработанное масло, то оно выделяет вещества куда более опасные.
Вклад производства в экологическую безопасность страны подчеркнула начальник отдела экономики Крупского райисполкома Татьяна Козловская. Она отметила, что отработанные масла – ценное сырье, так как в процессе их переработки можно получить восстановленные масла и ряд других химических продуктов.
– В стране не было таких высокотехнологичных предприятий, которые бы перерабатывали отработанные масла, – сказала она. – Предприятие работает, выполняет как свою экологическую, так и экономическую функцию, производя импортозамещающую продукцию, которая реализуется как в Беларуси, так и за ее пределами.
На сегодня завод компании «ДВЧ-Менеджмент» выпускает линейку маслосодержащих продуктов, 70% из которых являются импортозамещающими либо экспортными. Причем, их стоимость ниже стоимости аналогичных материалов, существующих на рынке при практически одинаковом их качестве.
Итак, пилотная инициатива выходит на свою финишную прямую. Система сбора будет развиваться и дальше, и каждый может в нее включиться.