Громкое признание к Марии Васильевне пришло не сразу. Тому предшествовали годы труда – нелегкого, кропотливого и ответственного.
– У деревенских девчонок были разные увлечения, – рассказывает она. – Кто-то к матери на ферму бегал. Кто-то присматривался к профессии швеи. А я техникой грезила. И вообще, с детства всё время тянулась к мужской работе. Если сушили сено, то я – на стоговании. На возу везем, я – на самом верху гордо восседаю (смеется). Трудовая книжка у меня появилась сразу же после окончания школы. Было это в 1959 году. Первая запись – полевод. А в любую свободную минуту – к тракторам. Почему выбрала профессию, как сейчас говорят, механизатора? Раньше ведь весь труд на селе ручной был. Бывало, гляну, как женщины на ферме работают, и думаю себе: выучусь на тракториста и буду помогать на технике.
Время шло. Мария вышла замуж, в семье трое детей родились – мечты о технике не покидали молодую женщину.
– А тут еще в совхозе «Призыв» решили организовать филиал от Борисовского СПТУ-25,– вспоминает Мария Васильевна. – На календаре – 1975 год. Дети подросли. Решила рискнуть и подать заявление с просьбой принять на учебу. Аккурат через год вела трактор по широкому полю. Чувства переполняли: я сделала это! Первая борозда мне на всю жизнь в память врезалась… А потом всё пошло-поехало. Сначала мне маленький трактор доверили. А душа-то просила развернуться, да чтобы по-настоящему! Вот и не давала покоя директору хозяйства. Всё просила и просила: придет новая техника – дайте хоть чуть-чуть на ней поработать.
Мечты, как показывает жизнь, сбываются. Весной 1986 года механизатору Марии Шелепень вручили именной трактор «МТЗ-102».
– Машина такой марки была первой в районе! – с гордостью вспоминает Мария Васильевна. – Выйду к полю, что брало свое начало сразу же за околицей деревни, вглядываюсь и понимаю: многое еще можно сделать на земле. И работала, работала. Как говорили мои дети, с вдохновением и одержимостью.
Как-то руководство хозяйства приняло решение создать постоянное звено, которое бы целиком отвечало за обстановку дел на картофельном поле. В том числе, и за урожай. Но кому доверить руководство таким звеном? Кто-то предложил: «Пусть картофелем Мария Шелепень занимается. Она с этой культурой работала, и у нее неплохо получалось. Да и к делу она относится с высокой ответственностью и женской аккуратностью. А что нужно на картофельном поле? Ответственность, аккуратность и терпение». С предложением согласились.
– Только вот я сама не сразу решилась взяться за малознакомую мне работу, – говорит Мария Васильевна. – И нет ничего удивительного. Трактором управляла всего несколько лет, знаний по выращиванию той или иной культуры было недостаточно. А что касается картофеля, то с ним мне довелось поработать и того меньше. А культура требует самого строгого соблюдения технологий обработки почвы, ухода за посевами. В общем, нюансов хватает. Скажу честно, каждую работу я привыкла выполнять на отлично, а тут уверенности в своих силах не было. Как-то подходит ко мне главный агроном совхоза, секретарь парторганизации Данута Станиславовна Беляева и говорит: «Мария, ты же коммунист. Неужели не осилишь незнакомую работу? Помощь всегда получишь – и от меня, и от бригадира, и от директора». Так я и стала, как шутили в хозяйстве, самым главным начальником над «бульбай».
Шутки шутками, за дело Мария Шелепень взялась всерьез. Каждая операция на картофельных полях выполнялась своевременно и на высоком уровне.
– Работали мы дружно всем звеном,– продолжает Мария Васильевна. – Я сама на тракторе нарезала борозды перед посадкой. Потому, когда проводила обработку между рядками, точно знала, с какой стороны заезжать на поле, чтобы не допустить истончение кустов. По пять раз проводили этот агроприем на каждом поле. Особенно тешило мой глаз угодье в 14 гектаров около Круглицы. Кусты – раскидистые и крепкие, листья – широкие и темно-зеленые. Рассчитывала на урожай центнеров под триста. Правда, на рекорд не вышли: осенняя непогодь свое дело сделала. И все же урожай картофеля получили больше, чем в других хозяйствах.
Мария Шелепень трудилась наравне с мужчинами. Некоторых, недостаточно старательных, принародно стыдила. В общем, не давала никому расслабиться. В работе строго придерживалась принципа: выращенное, невзирая ни на что, должно быть убрано.
– Буксовал «Беларус» – ему на смену гусеничный трактор, – рассказывает звеньевая. – И у него не хватало мощности справиться с раскисшей от дождей землей – пускали два колесных трактора с передним ведущим мостом. Один брал на буксир второй – и в одной упряжке тянули картофелекопалку. А где техника вообще не шла, коня запрягали, плуг цепляли. В тяжелые дни частенько на поле прибегал мой сын Толя. Он тогда в 8-й класс ходил и был хорошим помощником мне. На деле узнавал цену механизаторского хлеба…
Сельскохозяйственный год на год не приходился. Мария Шелепень вспоминает:
– Старались, чтобы больше удобрений запасти и вывезти в поле. К земле – хозяйский подход и, конечно же, строгое соблюдение всех правил агротехники. В результате – поле как подменили. В 1985 году с гектара брали больше чем по 230 центнеров картофеля. Помню, в одной из газет писали, что в звене Марии Шелепень по 220 гектаров выходило с первых, худших участков – без вспашки. Как получить результат? Думаю, ничего нового не открою: заботливые руки нужны – и это, прежде всего. А еще – знания.
Спозаранку трактор Марии – в поле. Органику вносила, яровые сеяла, за картофельными полями ухаживала, корма заготавливала… Перевыполнение нормы дневной выработки – дело для женщины-механизатора привычное. Трудно сосчитать, сколько гектаров вспахано и засеяно за два десятка лет работы. Руководство хозяйства знало: где трудится Васильевна – качество работы можно не проверять.
– А знаете, с высоты прожитых лет понимаю, что работала я по зову сердца. А уже когда меня начали уважительно величать по отчеству, когда выбирали делегатом на партийный съезд, орденами награждали, я не раз задумывалась: если бы не мечтала с детства о профессии, упорно не стремилась ее получить – многое могло бы и не получиться в зрелом возрасте. Сегодня с уверенностью скажу: я прожила хорошую и богатую на события жизнь. Мне есть, что вспомнить – подытоживает Мария Васильевна Шелепень.
Мария Васильевна Шелепень награждена орденами Трудовой Славы II и III степени, Грамотой Верховного Совета БССР, знаками «Ударник 10-й пятилетки» и «Победитель социалистического соревнования 1978 года». В свое время ее выбирали делегатом на XXIII Минскую областную партийную конференцию и форум коммунистов страны – XXVII съезд КПСС. В копилке наград ветерана труда – Почетные грамоты за активное участие в органах контроля, за честный и добросовестный труд по выполнению решений XXV съезда КПСС, за активное участие и доблестный труд в заготовке кормов. Есть Почетный диплом победителя Всесоюзного социалистического соревнования среди работников ведущих профессий отрасли – за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение социалистических обязательств, принятых на 1979 год. Имеется Почетная грамота за I место в районном соревновании на севе зерновых-1980. Немало Благодарственных писем и Благодарностей. Особое место занимает Почетная грамота ветерану труда за многолетний добросовестный труд, внесенный вклад в социально-экономическое развитие Крупского района и в связи с празднованием 70-летия образования Минской области.
О Марии Васильевне Шелепень писали в разных средствах массовой информации. По сей день она бережно хранит вырезки из газет «Ленінскім курсам», «Крупскі веснік», «Звязда», «Вечерний Минск», «Правда», «Сельская газета», «Мінская праўда», журнала «Работніца і сялянка». Выпуски датируются разными годами: 1982, 1984, 1985, 1986, 1987, 2004, 2016, 2019…
– Моментами, когда ностальгия меня охватывает, сажусь и перелистываю, пересматриваю и перечитываю свое «богатство», – улыбается Мария Васильевна. – Вот видите, даже фото со съезда КПСС храню… Я всегда говорила и еще раз повторю: крупская земля – земля героев, тех, кто защищал ее в годы Великой Отечественной войны. Она дала звездные крылья Владимиру Ковалёнку. Она должна вдохновлять в трудовых делах тех, кто родился на ней.