В начале разговора Андрей Воробьёв отметил, что сегодня перед педагогическим корпусом руководство района ставит конкретные и понятные задачи. Они касаются не только вопросов кадрового обеспечения, но и педагогической деятельности, которая позволяет двигаться вперед и показывать значимые результаты.
– Я рад встрече на крупской земле, с которой меня связывает много хороших и добрых воспоминаний, – начал свое выступление Игорь Карпенко. – Тема встречи предопределена – Послание Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию. Основной посыл для системы образования, который прозвучал в Послании, – провести большой республиканский педсовет. Что мы и сделали. На педсовете намечены пути совершенствования системы, утверждены концептуальные подходы к ее развитию до 2020 года и на перспективу.
Министр образования поднимал актуальные на сегодняшний день вопросы. Он отметил, что со дня своего назначения проехал буквально все регионы страны. Основное внимание уделял положению дел в сельских, малокомплектных школах, учреждениях дополнительного образования. Игорь Карпенко также обратил внимание на недостаточную оснащенность учебных заведений. Он отметил, что в этом направлении нужно сделать определенные шаги – модернизировать оснащение в максимально сжатые сроки, причем делать это нужно эффективно и централизованно.
Игорь Карпенко коснулся темы учебников:
– Я более чем уверен, что учитель, который методически подкован и в совершенстве владеет методиками преподавания, даже при плохом учебнике может хорошо построить учебное занятие. Определенные проблемы в этом плане, конечно, могут возникнуть у молодого учителя. В данном случае учебно-методические комплексы позволят быстро сориентироваться в профессии и набрать багаж необходимого опыта. Хотя сегодня в этом направлении есть определенные подвижки: действует образовательный портал, где представлены электронные учебники, различные методические пособия, вспомогательный материал.
Дальше он обратил внимание на систему переподготовки и повышения квалификации кадров. На его взгляд, она должна работать рационально и не повторять материал, который изучается в высших учебных заведениях. Кроме этого, эта система должна развивать новые направления деятельности и давать новые методические рекомендации, рассказывать о нововведениях, которые нужно апробировать, внедрять, осваивать. Игорь Карпенко подчеркнул:
– В Министерстве образования на оптимизацию смотрят не с позиции сокращения штатов, а с позиции коррекции содержания образовательного процесса и повышения его качества. И это касается не только учебников, технических средств обучения, профессионализма учителя, оснащения учреждений, но и, в большей степени, контроля качества общеобразовательного процесса.
Особый акцент – на проведение министерских контрольных срезов. Для педагогического коллектива это будет повод проанализировать свою работу, а для районных отделов образования – сориентироваться и проводить свои срезы.
– Опять же, речь не идет о том, что все это должно проходить поголовно, – подчеркнул Игорь Карпенко, – и вся работа должна быть посвящена только этому. Хотелось, чтобы мы, выстраивая систему контроля качества, понимали и определенную ответственность всех субъектов образовательного процесса.
Актуальной проблемой на сегодняшний день является вопрос планирования и прогнозирования кадровой потребности.
– Мы должны своевременно реагировать на потребности рынка труда, реального сектора экономики, – заметил Игорь Карпенко. – До недавнего времени Министерство образования выступало в роли заказчика подготовки кадров и само занималось их подготовкой. Но мы не можем четко знать, какова сегодня потребность в тех или иных кадрах в различных отраслях экономики. Да, наши профтехи, колледжи, вузы пытаются решать какие-то вопросы с работодателем. Но, думаю, правительством было правильно принято решение, что ближайшим и долгосрочным прогнозированием кадров должно заниматься Министерство труда и социальной защиты вместе с Министерством экономики.
Отдельно министр остановился на вопросе эффективности профильного обучения:
– Что касается профильного обучения, то оно должно решать главную задачу – поддерживать мотивацию к профессии. Учащийся должен не просто закончить класс, к примеру, химико-биологической направленности, а потом с сертификатом ходить по вузам в надежде, что куда-то да и поступит. Хотелось, чтобы выпускник был мотивирован к конкретной профессии. Даже, если он не поступит с первого раза, пусть пробует свои силы в следующий раз, но именно в получении той профессии, которой хотел бы посвятить всю свою жизнь.
В заключение своего выступления Игорь Карпенко еще раз акцентировал, что современная система образования должна стать площадкой для социализации молодых людей. Весь процесс нужно построить так, чтобы соблюдались интересы и детей, и педагогов, и родителей. Ведь процесс образования и воспитания – это не только задача школы. В первую очередь, это задача родителей. И, что очень важно, школа должна дать путевку в жизнь каждому ребенку.
Затем состоялся открытый диалог. Педагоги подходили к микрофону, задавали министру образования интересующие их вопросы и получали исчерпывающие ответы. Разговор шел о новом Кодексе об образовании Республики Беларусь, об инклюзивной школе, о значимости белорусского языка и профессиях будущего. Игорь Карпенко подчеркнул:
– Белорусы – высоко интеллектульная нация. Наша система образования такова, что мы можем развернуть подготовку по любой специальности. Будущее, конечно же, за молодежью.
Прозвучал вопрос и философского характера: «Что для вас значит понятие человек – семья – общество?» На что Игорь Карпенко ответил:
– На мой взгляд, главная цель образования – это воспитать гражданина своей страны, хорошего семьянина и профессионала своего дела.
После встречи министр образования провел прием граждан в райисполкоме.