– Безусловно, особое внимание – на сельскохозяйственную технику, – отмечает инспектор ДПС капитан милиции Алексей Кошелев. – Идет уборочная кампания. Техника массово выехала в поля. Сегодня на дороге комбайны и другую сельскохозяйственную технику мы уже не застанем. Время послеобеденное – все на работе. Надо сказать, у аграриев ответственный подход к дорожному движению: техника, задействованная на страде, прошла техосмотр, документы у водителей в порядке.
Патрульная машина притормозила напротив большого «Евроопта». Место оживленное.
– Особое внимание будем уделять автомобилям, у которых на лобовом стекле нет наклейки о пройденном техосмотре либо наклейка несоответствующего цвета, – говорит инженер по техосмотру транспортных средств первой категории РУСП «Белтехосмотр» Максим Снытко. – Также будем обращать внимание на старые автомобили с ржавчиной или повреждениями кузова.
Первым останавливают автомобиль «Kia Sorento». За рулем – женщина. Документы есть. Правда, через четыре дня заканчивается срок действия техосмотра. На это делают акцент инспектор ДПС и инженер по ТО. С доводами специалистов водитель согласна:
– Авто только недавно приобрели. С 1 августа – обязательно на учет.
В поле зрения – «BMW». На его лобовом стекле нет наклейки о том, что техосмотр пройден. Но с документами у водителя полный порядок. Поэтому он может ехать – штраф ему не грозит.
У водителя «ГАЗели» техосмотр вот-вот закончится. Но, по его словам, это последний рейс, после которого он поедет на станцию.
– Это рабочий автомобиль, обычно претензий по техническому осмотру к таким нет, – комментирует инспектор.
Останавливали разные машины: и 20-летние иномарки, и относительно новые, и даже «Жигули», как говорят в народе, «копейку».
– Этот без вариантов, – улыбаясь, говорит сотрудник «Белтехосмотра». – Уже по внешнему виду понятно: техосмотр такая машина не пройдет.
– Ваше авто? – спрашивают у водителя.
– Конечно.
– Документы предъявите, пожалуйста.
– Вот водительское удостоверение, вот страховка. Техосмотр, к сожалению, просрочен. Вот-вот собирался гнать машину на станцию техобслуживания.
– Долго собираетесь: техосмотр уже больше года не действителен. Машина старая. А значит, вы создаете потенциальную угрозу на дороге.
– Понимаю, сначала «копейку» подремонтировать надо. Но все как-то руки не доходят…
Инспектор ДПС составляет протокол. Наказание за отсутствующий техосмотр – штраф от 1 до 3 базовых величин. За повторное в течение года нарушение водитель должен будет уплатить больше – от 2 до 5 базовых.
– Фактически, если водитель признает вину и готов платить штраф, к нему применяют минимальное взыскание, – говорит Алексей Кошелев. – Это прописано в п. 6 ст. 6.5 КоАП РБ. Если же водитель вину не признает, то сотрудники ГАИ составляют протокол об административном правонарушении, после чего дело будет рассматриваться уже в ГАИ.
Самые распространенные оправдания водителей, не прошедших осмотр, – «нет денег», «не успел пройти», «нужен ремонт». По словам сотрудников ГАИ, встречаются и такие, кто не хочет проходить принципиально. Дескать, оплачивать штрафы выгоднее, чем налог.
Однако у представителей «Белтехосмотра» на этот счет имеются свои объяснения.
– Полный список неисправностей, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении, изложен в Приложении 4 действующих ПДД, – акцентирует Максим Снытко. – Если водитель не проходит техосмотр – значит, не уделяет должного внимания техническому состоянию автомобиля. Следовательно, ряд аварий происходит по причине неисправностей транспортных средств. По результатам проведенных в прошлом году и в начале текущего года совместных рейдов, более 30% проверенных транспортных средств эксплуатируется без гостехосмотра. И какие бы доводы ни приводили водители, у «Белтехосмотра» и ГАИ свой железный контраргумент: залогом технической безопасности являются регулярная диагностика и своевременное прохождение техосмотра. Чем больше автомобилей будут проходить его, тем меньше будет случаться происшествий, связанных с их неудовлетворительным техническим состоянием.
Пока мониторим ситуацию на дороге, выясняем такой момент. В итоге штраф уплачен, водителя отпустили. А если, проехав 200-300 метров, тот вновь попадется на глаза другим инспекторам ГАИ? Будет ли он повторно платить штраф?
– В любом случае транспортное средство не было допущено к участию в дорожном движении, то есть на проезжей части его быть не должно, – разъясняет сотрудник ГАИ. – Если водитель заплатил первый штраф на месте, то при повторной остановке в этот же день придется снова его платить. В случае, если составляется протокол об административном правонарушении, обжаловать решение он может в течение 10 суток.