Праздник этот был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления от свирепствовавших тогда различных болезней.
В этот день установлено совершать празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память о чудесной помощи от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами.
В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание великого события славянской истории, которое по преданию совершилось 14 августа 988 г. – Крещения Руси. Установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
И третий праздник этого дня – память святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских. Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н.э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
В этот день также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий. Пост посвящен празднику Успения Божией Матери.
Сусанна СМИРНОВА.