— Ваша организация за последнее время довольно серьезно преобразилась. Многое сделано по ускорению и упрощению оплаты таможенных платежей. Наверное, нет предела совершенству и, уверен, вы будете развиваться дальше, — сказал Александр Турчин.
И действительно: сегодня Минская региональная таможня является крупнейшей в республике. И этому есть логическое объяснение — подавляющее большинство торговых потоков так или иначе пересекают Минскую область.
— Мы продолжаем развиваться количественно и качественно. Во втором квартале нынешнего года доля таможни по поступлению финансов в республиканский бюджет среди остальных структурных подразделений превысила 70%. Нашими специалистами оформляется около 68% всех таможенных деклараций страны, хотя штатная численность сотрудников составляет всего 15,5% от всей таможенной структуры Беларуси, — рассказал в ходе встречи начальник Минской региональной таможни Александр Валиев.Таким образом, нагрузка на одного работника примерно в 3,5 раза выше, чем в среднем по республике. Тем не менее, текучесть кадров остается довольно низкой: за полугодие личный состав обновился всего на процент.
— Люди работу любят и готовы обеспечивать законность в торговле товарами, — добавил Александр Валиев.
В центральном регионе действует 14 пунктов таможенного оформления (ПТО), включая Национальный аэропорт. По словам руководителя таможни, в последнее время от концепции ПТО постепенно отказываются.
— Примерно два с половиной года мы позиционируем себя как служба, функционирующая в IT-сфере. Можно говорить, что 100% таможенных декларирований в торговом обороте происходит во всемирной паутине. А ПТО это те места, где физически размещаются наши сотрудники с целью операций физического досмотра, вроде досмотра или экспертизы. Поэтому организация новых пунктов в ближайшее время не планируется. Наоборот, условия вынуждают нас концентрировать силы и специализироваться на крупных подразделениях, — пояснил Александр Валиев.
Также Александр Турчин поинтересовался положением дел на Минском филиале РУП «Белтаможсервис» — крупнейшем в структуре. Сегодня здесь работает около 400 человек. Современный транспортно-логистический комплекс филиала является одним из лидеров в своей отрасли по экономическим показателям, развитию инфраструктуры и внедрению передовых технологий. Так, реализуя статус 3-PL провайдера в части выполнения экспедиторских и транспортных услуг, Минский филиал РУП «Белтаможсервис» осуществляет услуги по доставке товаров от отправителя получателю.
— В апреле–мае, из-за пандемии коронавируса, оборот по складам несколько снизился. Однако с началом лета грузопотоки практически восстановились, — рассказал директор филиала Александр Скачковский.
Сегодня филиал располагает транспортно-логистическими центрами близ Минска. В 2011 году заработал ТЛЦ-1 «Минск-Белтаможсервис» на 17-м километре трассы Р1. Спустя шесть лет подобный объект (ТЛЦ-2) возвели близ Щитомиричей. В 2018 году на ТЛЦ-1 была введена дополнительная площадка на 40 мест. Это, вкупе с внедрением в работу новых решений в области информационных систем, позволило значительно быстрее оформлять грузовые потоки. Также Александр Скачковский отметил, что сегодня загруженность складов ТЛЦ-2 в Щитомиричах достигла 97%:
— Территория также загружена, в том числе контейнерная площадка. Сегодня, реализуя проекты импортного и экспортного сообщения, мы столкнулись с вопросом невозможности учащать количество железнодорожных экспортных рейсов. Для Минской области этот аспект очень важен.
По мнению директора филиала, чтобы получить дальнейшее развитие на Минщине, организации необходимо расширяться. Однако этот шаг сопряжен с рядом проблем.
— С одной стороны, у нас железнодорожное полотно, с другой — автомобильная трасса и пахотные земли. И расширение возможно только в сторону последних. В развитии конкретно этого ТЛЦ, учитывая расположение рядом с обеими кольцевыми дорогами и крупным железнодорожным узлом, видна перспектива, — сказал Александр Скачковский.
Александр Турчин отметил, что подобные решения может принять только Глава государства.
— Необходимо посмотреть, о каком количестве пахотной земли идет речь, какая у нее балльность. В любом случае, необходимо изучить все аспекты и принять взвешенное решение. Тем более, развитие подобных транспортно-логистических центров — нужное дело для страны в целом и региона в частности, — сказал руководитель области.
В конце встречи Александр Турчин пообщался с сотрудниками таможни. Людей интересовали вопросы жилищного характера, а также социально-экономического развития региона.