Нина Александровна и Мария Николаевна проживают в Старых Дорогах на улице Пролетарской, 8. Сам дом 60-х годов постройки рассчитан на 8 квартир, причем все имеют отдельные входы. До прошлого года здание находилось на обслуживании местного ЖКХ, однако сейчас оно «ничейное». Пенсионерок такое положение дел не устраивает — о чем они и рассказали главе области.
— Сколько себя помним, наш дом был на обслуживании ЖКХ. Если вдруг случалась какая-то беда с крышей или надо было починить входную дверь, — работники коммунального хозяйства приезжали и устраняли все проблемы, — пояснила Мария Николаевна. — А в прошлом году нам прислали письмо, где было сказано, что наш дом остался без хозяина. Соответственно, плату за капитальный ремонт и техническое обслуживание с нам больше брать не будут.
— А еще нам сообщили, что теперь решать все проблемы по ремонту мы должны сами. Или нанимать кого-то со стороны. Но ведь в доме живут преимущественно пенсионеры: мы что, будем бегать по городу, чтобы найти рабочего, который нам тот же водосток сделает? — возмущается Нина Александровна.
К слову, за два дня до приема граждан мы побывали в гостях у заявительниц. Дом № 8 на улице Пролетарской заметили сразу: он хоть и немолодой, но смотрится довольно аккуратно на фоне современных пятиэтажек. Двор ухоженный, вдоль подъездов — свежеположенный асфальт.
— Дом только внешне красив, а внутри здание очень старое, — уверяет Мария Николаевна. — Почти 14 лет назад оно даже было признано аварийным: его хотели снести, жильцов планировали переселить в строящиеся многоэтажки. Но в итоге коммунальщики сделали капитальный ремонт, провели коммуникации: воду, отопление, природный газ. Так мы здесь и остались. Люди, конечно, были недовольны, но что делать… Со временем все жильцы свои квартиры приватизировали. Думали, так будет лучше, а оказалось, наоборот. Теперь у нас якобы частная собственность — ЖКХ под этим предлогом от дома и отказалось, больше не обслуживает.
— Какая здесь частная собственность? Коммуникации общие, крыша общая… Если коммунальное хозяйство нами занималось — пусть и дальше занимается, — настаивает Нина Александровна.
Возмущает пенсионерок и то, что им предложили самим искать рабочих, которые будут согласны сделать ремонт в доме.
— Но среди жильцов нет такого активного человека, который бы взял на себя организационные вопросы и нанимал рабочих, заключал договора. И еще непонятно: допустим, в каком-то месте начнет протекать крыша. По логике давать деньги на ремонт будут обязаны все жильцы дома — но что если кто-то не захочет платить? Эти расходы лягут на плечи остальных…
По словам жительниц Пролетарской, они обращались к председателю Стародорожского райисполкома, чтобы он как-то решил эту проблему и дом снова перешел на обслуживание ЖКХ.
— Дмитрий Сосинович человек хороший, активный. Благодаря ему нам и асфальт перед домом положили. Сейчас, когда возникла такая ситуация с ЖКХ, сам к нам приехал, выслушал. Но помочь пока не смог: объяснил, что такие правила по всей стране, — развела руками Мария Александровна. — И все-таки наш дом не типовой: возможно, его надо рассматривать в индивидуальном порядке…
Как рассказал генеральный директор ЖКХ Минской области Юрий Кукашук, дом заявительниц блокированный, каждая квартира имеет отдельный вход. То есть многоквартирным он не считается.
— Согласно закону, собственники обязаны самостоятельно обслуживать здание, — отметил Юрий Кукашук.
Такой ответ Александра Турчина не устроил:
— Странно получается: делаем не для людей, а против них? Кто конкретно будет теперь обслуживать дом заявительниц и причем здесь отдельные входы? Как пожилым людям самим делать кровлю, проводить ремонтные работы…
Губернатор заверил: проблема будет решена.
— Не решим на уровне правительства, буду обращаться к Главе государства! А вообще до того, как принимать такие решения: надо их обсуждать, — подчеркнул Александр Турчин. — Люди годами платили отчисления на капремонт: и на этом точка? Теперь им снова складываться, чтобы сделать ремонт той же кровли? Так быть не должно!
— Спасибо вам огромное за помощь и неравнодушие! — поблагодарили заявительницы губернатора. — Мы не были уверены, что наш вопрос решится, но вы нас обнадежили!