Роль, состав, полномочия, порядок формирования Всебелорусского народного собрания – все четко с точки зрения законодательной инициативы. Акцент на том, что это высший представительный орган, в полномочия ВНС входит принятие решений стратегического развития страны, утверждение программ, принятие кадровых решений, есть право законодательной инициативы, проведения референдумов, оно может оспорить решение Президента или отменить закон, если для этого есть основания. Участникам встречи была разъяснена процедура избрания делегатов ВНС и обращено внимание на единый день голосования – последнее воскресенье февраля 2024 года.
Говоря о ВНС, было отмечено, что одной из его функций будет принятие решений в случае возникновения чрезвычайного положения.
– В истории каждого государства бывают моменты, когда надо оперативно принять важное решение. Для примера: авария на Чернобыльской АЭС. Тогда было много запоздалых решений. Если бы был орган, уполномоченный и способный их принимать, то последствий было бы меньше, – высказывал свое мнение заместитель председателя Крупского райисполкома Андрей Воробьёв.
Очевидно, что ВНС усилит государственные позиции балансировки ветвей власти. Кроме всего прочего законодательно закрепляется, что ряд полномочий Президента уходит Всебелорусскому народному собранию. Если раньше шесть членов ЦИК назначал Президент, еще шесть – избирал Совет Республики, то сейчас членов ЦИК и ее председателя будет избирать Всебелорусское народное собрание.
Во время обсуждения подчеркивалось, что нормы избирательного законодательства приведены в соответствие с Конституцией. Кодекс дополняется отдельным разделом, который определяет порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных советов депутатов и гражданского общества. Регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными. Скорректированы сроки избирательных процедур. Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования.
Важной новацией является введение единого дня голосования. И в принципе изменен сам подход к избирательной кампании. Если раньше отдельно проводились выборы в местные советы депутатов, потом через определенный промежуток времени – парламентские выборы. Теперь же предусмотрен единый день голосования.
Как отмечал на одной из площадок председатель ЦИК Игорь Карпенко, раньше мы постоянно находились в каком-то избирательном процессе. Сейчас эти рамки сужаются и появляется больше возможностей для реализации намеченных планов и программ. Что ж, вполне резонно.
И еще что интересно: в Избирательном кодексе закрепляется новое полномочие ЦИК по осуществлению информационно-просветительской деятельности по вопросам реализации избирательных прав граждан во взаимодействии с другими государственными органами и организациями. Рассмотрение вопроса повышения правовой культуры избирателей назрело как необходимость популяризации избирательного права в целом, ведь в современном мире нам пытаются навязать чужое видение выборов, которое не отражает особенностей наших традиций, опыта и правоприменения.
А еще Центральная комиссия планирует создание молодежной комиссии при ЦИК, которая будет взаимодействовать с молодежными парламентами, созданными при Национальном собрании, местных Советах депутатов.
Кстати, работе с избирателями уделяется особое внимание и на международном уровне. Напомним, что в середине октября главами государств СНГ было принято решение о создании консультативного совета руководителей избирательных органов государств – участников СНГ.