Проблема в современном обществе стоит остро – каждый десятый житель имеет расстройства аутистического спектра.
Главными проявлениями являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми. Этим детям характерен уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь. Основной признак – это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2-3-х лет. Таких детей принято называть «дети дождя».
Дети с аутизмом не реагируют или реагируют слабо на присутствие или удаление матери. Когда их берут на руки, они остаются пассивными. Нередко у детей с аутизмом наблюдаются отрицательные эмоциональные реакции при контакте с матерью. Нет ни одного аутиста, похожего на другого. Поэтому программа обучения для детей-аутистов носит индивидуальный характер.
При благожелательной обстановке и нормальном психологическом климате в школе ребенок с аутизмом может успешно обучаться. Особенно важны для него доброжелательность и симпатия со стороны учителя и одноклассников. Вместе с тем обучение имеет ряд особенностей: во время урока они с трудом включаются в работу, часто проявляют медлительность, заторможенность, затрудняются в переключении с одного задания на другое.
Полноценное психологическое сопровождение ребенка с аутизмом не может осуществляться без тесного взаимодействия с его близким семейным окружением. Эффективность приносит включение родителей в процесс реабилитации ребенка, особенно отцов. Как показывает опыт, отцы способны более конструктивно разрешать проблемы ребенка с аутизмом, чем матери. Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и более безопасно, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций и специально организовано окружающее его пространство. Они привыкают к постоянству и болезненно реагируют на изменения. При выборе подходов к воспитанию ребенка родители должны правильно ориентироваться в особенностях его психического развития, его потребностях, интересах.
Реализация потенциала ребенка с аутизмом возможна только при создании психотерапевтической среды в социуме.
Ольга ГАЙДУК,
учитель-дефектолог ЦКРОиР Крупского района.